– Трр, стой! Приехали, ваше благородие.
Сани замерли. Пассажир в длинной шубе выбрался из кибитки и огляделся.
– Кажется этот дом...
– Он самый. Вон их окна в первом этаже.
Извозчик засыпанный снежной пылью кивнул на два окна, желто тлеющие сквозь метель. Остальной дом, высокий и черный, казался необитаемым.
– Откуда знаешь?
– Как не знать – давно возим... Велите обождать?
– Обожди, братец.
Приехавший скорым шагом направился к подъезду. У дверей всегдашнее (тщательно практикуемое) хладнокровие на миг оставилo его. Где-то за этими стенами жил его кумир с детских лет. Его божество. «Неужели это будет... так просто?.. – подумал он и сразу оборвал себя. – Fi donc! Военный человек, а робею как девица». Он громко постучал. Тотчас отворили. Выглянул мужик с горящей свечой в шандале. Гость назвал себя. «Милости просим. – отвечал слуга. – Барин ждут». Сбросив шубу, визитер оказался юношей в мундире корнета лейб-гвардии гусарского полка. Прямой взгляд. Щегольскиe усики над пухлым ртом...
Они прошли темным, устланным попонами коридором. Из одной двери бежал, забираясь на стену, тонкий луч. «Идите прямо в кабинет, господин офицер, – тихо произнес слуга. – Велели пущать без церемоний». И удалился, шаркая ногами.
Молодой человек заглянул в просторный, освещенный несколькими свечaми кабинет. Снизу доверху – полки с книгами, расставлены буквой «Е». Никого... Гость вежливо покашлял. В нише между полками скрипнул диван. И показался... Oн. Невысокий, в халате. Лицо – то самое! Некрасивое, дьявольски магнетическое лицо, известное всей читающей России... Oн уже спешил навстречу гостю. «А ростом пониже меня...», – быстро подумал корнет и сразу устыдился этой мысли. Хозяин, между тем, весело говорил, протягивая руку:
– Благодарю, голубчик, что исполнили мою просьбу! Уж позвольте мне, старику, так вас называть.
– Ради бога. Для меня большая честь...
– Руки-то ваши совсем озябли. – перебил хозяин. – Сейчас же глинтвейну! У нас как раз горячий. Я прикажу, а вы тут располагайтесь.
Гость прошел вдоль книжных полок. Рассмотрел изысканную бронзовую чернильницу на столе. Хотел было опуститься в вольтерово кресло но передумал. Придвинул стул. Тут вернулся хозяин. За ним – давешний мужик нес в подносе толстые бокалы с ручками и кувшин. Теплый, пряный аромат наполнил комнату. Корнету нестерпимо захотелось глинтвейна.
– За что же выпьем? За нашу встречу?
– Да! Я давно мечтал о ней.
– Удивительно, что мы не встретились раньше. Вы не находите?
– Да, странно. И виделись только раз. Помните, осенью, на балу у государя. Я все думал подойти и не решался. А когда собрался с духом, вы исчезли.
– Помню. Я вынужден был уйти.
– Потому что явились...
– Не надо этих имен. Извините.
– Я понимаю.
Собеседники помолчали.
– Что? Хорошо? – хозяин кивнул на пустые бокалы.
– Восхитительно.
– Повторим?
– Не откажусь. Но простите мое любопытство... что за дело вы упомянули в записке?
Хозяин наполнил бокалы. Пригубил. И задумчиво ответил:
– Я мог бы ускорить вашу литературную славу. Ведь вы хотите прославиться?
– Пoложим, но...
– Какое может быть «но»? Я читал ваши стихи. Они замечательны, есть собственный голос. Вы далеко пойдете. Однако, это дело необходимо... подтолкнуть.
– Вы говорите о протекции в журнале?
– Лучше. Я отдаю вам повесть.
– Повесть?
– Условно говоря. Несколько рассказов с общим заглавием и героем. О ней никто не знает. Перепишете своей рукой, оригинал уничтожите. И опубликуете года через три после моей смерти. То есть году, примерно, в сороковом. Гонорар отдадите вдове. Скажете – забытый долг или что-нибудь такое.
Величайшее недоумение застыло на лице молодого человека. Наконец он произнес:
– Вам угодно... шутить надо мной?
– Ни коим образом. Вот она. Единственный экземпляр, черновики сожжены.
На столе возникла папка, завязанная тесемками.
– Я... не понимаю. Как можно?.. Это бесчестно.
– Бесчестно что? Разве вы ее украли?
– Бесчестно пользоваться... результатом вашего труда.
– А пользоваться трудами крепостных вам честнo?
– Это другое. Они – наша собственность.
– Именно другое! Оттого что литературные творения еще менее, чем живые души, могут быть собственостью одного человекa.
– Допустим. Но в таком случае, почему вы не опубликуете ее сами?
– Авторство не имеет значения там. – хозяин указал на потолок. – Но до некоторой степени важно здесь. Повторяю, я хочу сделать из вас знаменитость. И не в сорок лет, когда это пустое бремя, а в двадцать пять. Знаете, у меня есть младший брат, и я его люблю. Но он, к сожалению, далек от литературы... Впрочем, я не о том. Мне симпатичны вы. Мне нравятся ваши стихи. Нравится то, что слышу о вас...
– Что же обо мне говорят?
– Авантюрист, фаталист. Зол, смел, безрассуден. Довольно? Так отчего бы нам не устроить им... хе-хе-хе... розыгрыш века? А-с?
Он изобразил рожки, подмигнил и усмехнулся, оскалив крупные зубы. «Дьявол! – подумал юноша, не в силах отвести взгляда от тёмно-серых с фиалковым отливом глаз. – Да он меня гипнотизирует... »
Его собеседник остался доволен эффектом.
– Соглашайтесь, повесть хороша. – добавил он спокойнее. – Ее станут цитировать, играть в театрах. Переведут на другие языки... Вы будете в моде. Напишете еще много славных вещей. Хвалебная критика, восторг читателей, поклонницы... Мне этого довольно. А там – он поднял глаза – и вовсе без надобности.
– Но как вы можете знать, что скоро умрете?
– Могу. Во-первых, дуэли не избежать. Притом мерзавец, говорят, отменно стреляет.
– А если...
– Исключено. Кроме того, нагадала мне одна дура... А главное, сам чувствую – осталось уж недолго. И, верите ли? – я не боюсь. Как-то устал от всего. Устал.
Он потер ладонями виски.
– Не сочтите за дерзость... Может быть вам уехать? В деревню. Или за границу.
– Потом. Если повезет.
– Что ж тогда будет с рукописью?
– Ничего. Отошлете назад. Так мы, стало быть, договорились?
– Нет. Я не могу. Я мало сочиняю прозы. Ведь не поверят! Скажут, откуда взяться блестящему слогу в такие года?
– Поверят. Я нарочно изменил стиль. Подбавил мрачности, насмешничанья, романтизма. Представил себя молодым офицером, таким как вы... И героя вывел похожим.
– Но вы меня едва знаете.
– А воображение на что? Решайтесь. Ну?
– Я согласен.
– И сделаете все, как я просил?
– Слово дворянина.
– За это – еще по кружке!
Когда офицер вышел на улицу, метель затихла. Cтало холоднее. В небе между рваными облаками кружились и мигали звезды. «Будто фейерверк, – подумал он, – или это в голове у меня кружится? Oпьянел с трех стаканов. Позор. И что у него за рецепт такой?..» На минуту весь эпизод почудился ему сном. Из тех истинно живых снов, о которых, пробудившись, не можешь забыть весь день. Кумир юности, глинтвейн, рукопись... Корнет шел вдоль замерзшей реки, сам не зная куда. Ровный хруст снега под ногами успокаивал его. « ...о которых, пробудившись, не можешь забыть, – думал он, – ведь сны эти живее, ярче, необходимеe того, что уходит мимо наяву. Иногда в подобных снах мы рассуждаем, вот как я теперь. Сомневаемся – вправду ли это? И боимся дать ответ».
Вдруг за плечом его кто-то сказал:
– Я здесь, ваша милость.
Корнет вздрогнул, обернулся и узнал извозчика.
– Испугал, черт!
– Виноват. Прикажете домой?
– Домой.
«Но если завтра я проснусь, и все это окажется видением, – размышлял он далее, устроившись в кибитке, – тo надо скорее поглядеть – что там». Корнет стащил перчатки. Развязал папку. Дождался фонаря.
На титульной странице красивым, летящим почерком было выведено...
Представляю, как интересно было писать этот рассказ)
Без намека на придирки: "упомЯнули" и "хотите прославитЬся" :)
Если скажу, что перечитал и пересмотрел - удивишься. А в текст вошла 1/10. Спасибо. М.
Умница. Хочу удивиться)))
Я ведь зануда редкостная, ну вот, так далее :) плюс тексты обоих героев и фотки еще. Очень хотелось, чтобы все по правде. Но я на месте происшествия был в младше-подростковом возрасте и все забыл. Можно, конечно, выдумать из головы. Но это низкий сорт, нечистая работа :)
хм, семь ссылок на видео пропали, извини :(
Есть версия, что истинный автор конька-горбунка - Пушкин. Но кого имеет в виду автор? Сдаюсь))
Илона, тебе угодно шутить надо мной? Там подсказок больше, чем надо, правда :) Спасибо за чтение. М.
И за номинацию. Вовремя, однако, подарок :)
Вау! У тебя днюха?
Была. Как раз угодила на твою номинацию :)
Интересная версия, но уж очень недостоверная :) И дело даже не в том, что в рукописи узнается рука того офицера (можно ведь взять чужую идею и переписать по-своему), но даже мысли и энергетика его - тяжелая, гнетущая. Ничего общего с жизнеутверждающей энергетикой гениального барина.
Точно, Кот. Надо так: Подбавил мрачности, насмешничанья, романтизма.
Хорошо ли?
Хорошо что? При всем уважении и даже преклонении перед барином, который наше все, ему ни за что не написать такой вещи. Автор (настоящий) эту вещь не просто написал, он ее выносил, выстрадал, а у тебя все сводится к шутке. Может я слишком серьезно к этому отношусь.
Сереж...Что ж так мрачно, Макс не опубликовал же это всё как ПРЕТЕНЗИЮ НА НОБЕЛЕВСКУЮ ПРЕМИЮ а разделе *Мистификации*.
Я сейчас увидела Пушкина и Грибоедова)))
Почему же ни за что не написать? По способности к перевоплощению мало кто с ним сравнится в мировой литературе. Здесь я, однако, попытался выстроить вторую версию происхождения молодых гениев. Первая - время для них идет по-другому, быстрее (у меня стих есть об этом). Вторая - нас красиво разыграли.
Потому что он был дитя света, он не спускался на такие глубины человеческой души, как тот второй. Даже самые мрачные его вещи светлые. Знаешь, я в детстве читал сказку про дневного эльфа и эльфа ночного. Каждый правил лесом в свое время и был беспомощен в чужое. Пример, конечно, идиотский, но это то, что сейчас приходит в голову. Насчет перевоплощений не совсем понял. Мистификатором или пародистом он ведь бы не был, напротив, его язык очень индивидуален. Да и не помог бы талант мистификатора здесь. Здесь надо совсем переродиться, прожить чужую жизнь.
Кстати, с победой в Шорте)
И с Днем Рожденья, если это правда :)
Правда, ага. Спасиба, Котег :) По спору, однако, не согласен с тобой, но примеры здесь приводить неохота. Посмотрим, что скажут люди на прозе.ру. Сегодня опубликую там рукопись.
"Душа моя мрачна" :)
Пушкина и Грибоедова? И кто из них был офицером?)
О ком же, милый Макс?))))
Роза, дорогуша, не могу нарушать свою же "интригу" )))
А про текст (без нее) что думаешь, м?
Мы, розы шипастые, ежели голосим, то от самого сердца.
Всемирная история
Шорт-лист
Голос ея ( Розин)
вот классно
Спасибо, Оля :)
да. здорово написано. придраться почти нет к чему. но почему вдруг вы решили, что Пушкин мог быть автором этого произведения?
хотя, чего не бывает.
А воображение на что? (самоцытата:) Спасибо. М.
Надо ж ка! Только досмотрел "Анонима" и тут это... Странные совпадения...
А вещица получилась хороша, да!
Звучит знакомо, но вспомнить фильм не могу...
Спасибо!
О якобы нешекспирском авторстве шекспировских вещей.
Здоровски написано!
Мне понравилось.
Макс, не пишу комментов, но читаю всю прозу на сайте, как только появляется свободное время)))
Привет! Тебя и правда подолгу не видно. Тем приятней комплимент :)
Ишь ты! Как оно...
Поздравляю!
Спасибо, Андрей!
роскошно. даже шикарно. по датам получается, если году в 40-м повесть напечатать и чтоб известность к автору пришла в 25 лет, то он 15-го года рождения. Ершов? не нашла упоминаний чтобы он был офицером. и речь идёт о повести. Горбунок же сказка в стихах.. Грибоедову в 40-м году было 45 лет, не подходит
остаётся всё-таки Лермонтов. 14-го года рождения. проза, офицер. "мрачность, насмешничанье, романтизм"
таки соглашусь с Розой в её заглавном первом комменте
Ага, 25 сказано приблизительно. А еще подсказки не заметила? Звание, высокий дом возле реки, первый этаж, книжные полки буквой Е, диванчик в нише, бронзовая чернильница, вольтеровское кресло, низкий рост обоих героев, некрасивое лицо хозяина, пухлый рот и усики гостя, предсказанная дата смерти, младший брат, дуэль, "или что-нибудь такое", "вы будете в моде"...
Сильно рад, что тебе понравилась миниатюра :)
да, звание отследила. нащод интерьера- не, не стала, это детали, которые ты имел полное право дорисовать. это не факты, просто акценты. и потом. у моей бабушки была лаковая шкатулка. на ней Пушкин просто красавчик. у него был один портрет весьма так импозантный. кажется, кисти Тропинина. ну мошт не красавчик- но точно не урод
заодно нарыла, что от "горбунка" первые 4 катрена написал лично Пушкин и это не скрывалось даже. что наводит на размышления. почему у Ершова всего 1 гениальное творение. это меня и в детстве сильно удивляло)))
Надо же, я не знал! А детали интерьера... ну не могу я выдумывать, не мое это. Попробовал вначале пофантазировать, так как в музее был давным-давно и нифига не помню. Нет, получается фанера. Пришлось освежить впечатления, многое перечитал, много сайтов просмотрел и семь видео, включая наивный (долгое время отчего-то запрещенный) фильм с Бурляевым и средний (но не настолько ужасный как показалось поначалу) фильм с Безруковым. Зато там хорошо открывается дверь и выглядывает Никита, слуга со свечой.
По-моему, Макс, диалоги сделаны как-то скучновато. Персонажи не узнаваемы...
Да и затянуто шибко.
Честно говоря, не считаю эту вещь Вашей удачей. Попытка попробовать себя в жанре... И это нормально. Но не более того!:)
Прошу простить меня за откровенность. Тем более, что вполне допускаю, что я неправ.
Ну жаль, Арсений, что я могу сказать... Я серьезно работал над этой вещицей - сокращал, над прямой речью думал, над мелочами всякими. В тексте, кстати есть три-четыре прямые цитаты из АСП, которые никто не заметил. Интересно, что диалоги многие хвалили. Критиковали за слабую интригу, типа мало нерва и тп. Спасибо, короче, но переделывать не буду. Лучше уже не выйдет.
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться
Тихо, тихо ползи, Улитка, по склону Фудзи, Вверх, до самых высот!
Только зеркало зеркалу снится,
Тишина тишину сторожит...
Решка
Вместо посвящения
По волнам блуждаю и прячусь в лесу,
Мерещусь на чистой эмали,
Разлуку, наверно, неплохо снесу,
Но встречу с тобою — едва ли.
Лето 1963
1. Предвесенняя элегия
...toi qui m'as consolee. Gerard de Nerval
Меж сосен метель присмирела,
Но, пьяная и без вина,
Там, словно Офелия, пела
Всю ночь нам сама тишина.
А тот, кто мне только казался,
Был с той обручен тишиной,
Простившись, он щедро остался,
Он насмерть остался со мной.
10 марта 1963
Комарово
2. Первое предупреждение
Какое нам в сущности дело,
Что все превращается в прах,
Над сколькими безднами пела
И в скольких жила зеркалах.
Пускай я не сон, не отрада
И меньше всего благодать,
Но, может быть, чаще, чем надо,
Придется тебе вспоминать —
И гул затихающих строчек,
И глаз, что скрывает на дне
Тот ржавый колючий веночек
В тревожной своей тишине.
6 июня 1963
Москва
3. В Зазеркалье
O quae beatam, Diva,
tenes Cyprum et Memphin...
Hor.
Красотка очень молода,
Но не из нашего столетья,
Вдвоем нам не бывать — та, третья,
Нас не оставит никогда.
Ты подвигаешь кресло ей,
Я щедро с ней делюсь цветами...
Что делаем — не знаем сами,
Но с каждым мигом все страшней.
Как вышедшие из тюрьмы,
Мы что-то знаем друг о друге
Ужасное. Мы в адском круге,
А может, это и не мы.
5 июля 1963
Комарово
4. Тринадцать строчек
И наконец ты слово произнес
Не так, как те... что на одно колено —
А так, как тот, кто вырвался из плена
И видит сень священную берез
Сквозь радугу невольных слез.
И вкруг тебя запела тишина,
И чистым солнцем сумрак озарился,
И мир на миг преобразился,
И странно изменился вкус вина.
И даже я, кому убийцей быть
Божественного слова предстояло,
Почти благоговейно замолчала,
Чтоб жизнь благословенную продлить.
8-12 августа 1963
5. Зов
В которую-то из сонат
Тебя я спрячу осторожно.
О! как ты позовешь тревожно,
Непоправимо виноват
В том, что приблизился ко мне
Хотя бы на одно мгновенье...
Твоя мечта — исчезновенье,
Где смерть лишь жертва тишине.
1 июля 1963
6. Ночное посещение
Все ушли, и никто не вернулся.
Не на листопадовом асфальте
Будешь долго ждать.
Мы с тобой в Адажио Вивальди
Встретимся опять.
Снова свечи станут тускло-желты
И закляты сном,
Но смычок не спросит, как вошел ты
В мой полночный дом.
Протекут в немом смертельном стоне
Эти полчаса,
Прочитаешь на моей ладони
Те же чудеса.
И тогда тебя твоя тревога,
Ставшая судьбой,
Уведет от моего порога
В ледяной прибой.
10-13 сентября 1963
Комарово
7. И последнее
Была над нами, как звезда над морем,
Ища лучом девятый смертный вал,
Ты называл ее бедой и горем,
А радостью ни разу не назвал.
Днем перед нами ласточкой кружила,
Улыбкой расцветала на губах,
А ночью ледяной рукой душила
Обоих разом. В разных городах.
И никаким не внемля славословьям,
Перезабыв все прежние грехи,
К бессоннейшим припавши изголовьям,
Бормочет окаянные стихи.
23-25 июля 1963
Вместо послесловия
А там, где сочиняют сны,
Обоим — разных не хватило,
Мы видели один, но сила
Была в нем как приход весны.
1965
При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на «Reshetoria.ru» обязательна. По всем возникающим вопросам пишите администратору.