Как по речке по реке
Ходит Петя в сапоге –
Нет на палочке другого
Ни бедра, ни сапога.
Носишь Петю на руках,
С Пети слизываешь слезы.
Слезы сахарные – ах!
Трехкопеечные слезы.
На скрепочке
А я звезду приклею на окно –
Чтоб на клею держалась канцелярском,
Была как штык на месте перед сном
И не меняла царство на полцарства.
Чтоб знать, еще не натянув штаны,
В окно, как в книжку первую, глазея:
Над улицей висит – и хоть бы хны –
На скрепочке и канцелярском клее.
Ушанка
А были зимы… Нет, я помню,
Когда погода не лажала.
Стоял по кепку куст шиповник
Накрытый снежным одеялом.
И если кепка не по делу,
То точно, что была ушанка –
Я тот, который кролик белый,
И всё по небу – санки, санки…
А если даже не по небу,
То все равно «ба-бах!» такое –
Лишь ухо кроличье из снега
Торчит как счастье неземное.
Маленькие зимы
И еще. Я скучаю по снегу
И по сахарным горам сугробов.
Чтобы в белое падать с разбегу
И на черное с белого чтобы
Все смотреть до скончания века,
Волей маленького человека
Виноградины в руку срывать.
Да, и к ужину не опоздать.
Ручки-ножки-человечек
Ручки-ножки-человечек
На асфальте получился.
Жить он будет долго-долго,
Если дождик не пойдет.
Будет белыми губами
Улыбаться всем прохожим,
Нам с тобою улыбаться,
Если дождик не пойдет.
И потом еще немножко
После дождика вдогонку.
И останется улыбка
Всем на память от него.
Певица
Пьянствуя какой-то праздник
Или так, по настроенью,
Вдруг на самой середине
Обрываешь крик фанеры
И насыщенного цвета
Лучший сорт из третьесортных
Проливаешь рюмки мимо.
Но, не портя вечер людям,
Добавляешь «извините»
За испорченные брюки.
А певица не заметит,
Нет ее сегодня в зале.
Лейся песня вдаль спокойно,
Мы и крепче проливали.
Суфлер
Всего лишь раз попав на карнавал,
Я до сих пор теряюсь в ваших масках.
Там за двумя провалами провал,
Там полумрак за бутафорской краской,
Как будто мрак полкружки расплескал.
Но полон зал, однако, полон зал.
Когда от страха шевелит суфлер
Одними побелевшими губами,
Я веселюсь с болтающими вздор
И говорю с немыми болтунами,
Зачем-то соблюдая между нами
Не облеченный словом уговор.
А вы, сеньоры, нынче веселы!
Порою удается та же сцена,
Как будто впрямь на кончике иглы
Сочилась бездна, вколотая в вену,
И облезала корка со скулы.
Speranza
Я окно, как последнюю книгу, открою.
Не узнаю, где ключ от кроссворда созвездий,
Не увижу ответов, но помню другое:
Мотыльки умирают со звездами вместе.
Слово-устье и первое слово-исток,
Тишина перед морем забвенья.
Но летит мотылек-с-ноготок,
Собирая нектар откровений
И ожогом врачуя ожог.
Почему-то написано так,
По какому такому закону –
Но глядишь в ослепительный мрак,
На бельмо восходящей горгоны,
Забывая луну в облаках.
Паутинку. Мираж. Паука.
За великий обман, над комедией плача,
Тянешь руку к сиянью спасательной нити –
Пусть имеющий крылья читает иначе.
Пусть не каждые двери даны для открытий.
А удача… Сейчас перекурим с удачей.
Полетит мотылек на горящую спичку…
Может быть, он любитель ночных папирос
И других неполезных для жизни привычек
И еще не хватался за Данта всерьез,
Только «lascia speranze» свое произнес.
«Из которых хлопья шьют»
Тут, видишь ли, какое дело,
Она ничем себя не выдаст.
Зачем-то данная на вырост
Вразнос носиться не умела.
Пускай сверкала, как кольчуга,
Ни в грош не ставила блестящих.
Испуг? Она жила испугом
И разбивалась прочих чаще.
Ни в чем не виноваты дети
Со своего земного роста,
Где безразмерное непросто
Носить и просто не заметить.
Когда-нибудь на тех, кто выжил,
Она посмотрит без кокетства,
Земней земной и близкой ближе,
Все дальше облака и детства.
Когда ее, безумье словно,
Примерить заново решишься:
– Ах, облако, лежите ровно,
Не притворяйтесь белой мышью!
Ах, были б плечики повыше
К ней, невесомой и огромной…
Ноготки
И просыпалось Рождество седым
Календаря ломая ноготки,
Проходят те, кто больше не возможен.
Их рукава прощаются в прихожей,
Их голоса скрипят, как сапоги.
Всё старики, всё младше старики…
Сначала пропадают имена,
И, поводов не зная возвратиться,
Они идут и рассыпают лица
На слой мелкозернистого пшена.
Страна теней моих разорена,
Над каждым домом пролетала птица,
За каждой дверью стыла тишина.
И засыпало улицы корицей.
В холодном сквере выдохнешь пустым,
Пойдешь на взгляд из старого альбома,
Пойдешь, не замечая перелома,
Пойдешь без ног, глотая летний дым,
К ним, нестерпимо близким и чужим,
Теряясь в криках улиц незнакомых,
По утонувшим в солнце мостовым…
Хлебороб
К утру колосья вымахали снега,
Достали головами до земли.
А ветер шел-косил под человека,
И по сусекам вьюги заскребли.
Рос колос, то решителен, то робок,
Был колос слишком тонок или мал.
А человек косил под хлебороба
И снежные колосья собирал.
Взошли до неба белые курганы,
Держали рай индийские слоны.
А снег все шел, все сыпал божьей манной.
Ну, так казалось с манной стороны.
Звезда
И в безумье не плачь о ней,
Схорони на груди заживо,
Если светит в ночи ночей,
Запечатанных губ не спрашивай.
А была она, не была,
Опьянила вином мистерии…
Человеческие дела,
Мера веры и недоверия.
Где-то в россыпи тысяч линз,
Над Тайгетской горой сверкающих,
Есть такая, что смотрит вниз
И не верит в млекопитающих.
Хорошая песня
В набежавшую волну
Эй, моряк, для тебя лучше новости нет,
Тут на всех разливают одну.
Мы идем под хорошую песню ко дну.
Bon voyage! Помяните княжну.
Наша песня о самых крутых берегах,
Где вовек не найти ничего,
Ни княжны для тебя, ни дворца самого,
Ни земли для креста твоего.
Стелет ветер кровати на голых камнях
Морякам, обманувшим волну.
Кабы черт не унес дорогую княжну,
Сам бы в синее море столкнул.
Эй, моряк, это песня, которая есть, –
Хороша, потому что с тобой.
При хорошей волне не бывает другой.
А княжна… Да и черт с ней, с княжной.
Когда мы были
Когда мы были рыбами
В воде зеленой озера
Когтями птицы сокола
И криком петуха
Собрали нас по зернышку
По камушку по перышку
Вдохнули что-то легкое
И стало не поднять
Медвежье молоко
Какое небо… Ночь и я.
Смотрю из мира невозможных,
Как первый в мире человек.
Мне тысяча бездонный век,
Я млечность пью из медных ложек,
В ладони умещая всех.
Стоял без возраста и кожи
Неосторожный человек,
Смотрел и выдыхал: «О Боже!
Где мне душа? – глаза без век
И капли соли по краям.
И тайна вечная сия,
Где только небо, ночь и я,
Последний в мире человек».
Крыльцо
Что таратайка! Сядешь на крыльцо:
Такая ночь! Такое время года!
Видней дорога, две версты до Бога…
И покатилось в небо колесо.
Махнуть туда, схватить велосипед –
А тишина звенит, звенит повсюду.
Я тут забуду пачку сигарет,
Такое дело, родину забуду.
Да, муравьи…
Да, видеть не моги…
Да если бы на немощь защемило –
Но сердце, не видавшее ни зги,
Рвануло вдруг с нечеловечьей силой
И задохнулось от немой тоски.
Царь Дакии,
Господень бич,
Аттила, -
Предшественник Железного Хромца,
Рождённого седым,
С кровавым сгустком
В ладони детской, -
Поводырь убийц,
Кормивший смертью с острия меча
Растерзанный и падший мир,
Работник,
Оравший твердь копьём,
Дикарь,
С петель сорвавший дверь Европы, -
Был уродец.
Большеголовый,
Щуплый, как дитя,
Он походил на карлика –
И копоть
Изрубленной мечами смуглоты
На шишковатом лбу его лежала.
Жёг взгляд его, как греческий огонь,
Рыжели волосы его, как ворох
Изломанных орлиных перьев.
Мир
В его ладони детской был, как птица,
Как воробей,
Которого вольна,
Играя, задушить рука ребёнка.
Водоворот его орды крутил
Тьму человечьих щеп,
Всю сволочь мира:
Германец – увалень,
Проныра – беглый раб,
Грек-ренегат, порочный и лукавый,
Косой монгол и вороватый скиф
Кладь громоздили на его телеги.
Костры шипели.
Женщины бранились.
В навозе дети пачкали зады.
Ослы рыдали.
На горбах верблюжьих,
Бродя, скикасало в бурдюках вино.
Косматые лошадки в тороках
Едва тащили, оступаясь, всю
Монастырей разграбленную святость.
Вонючий мул в очёсках гривы нёс
Бесценные закладки папских библий,
И по пути колол ему бока
Украденным клейнодом –
Царским скиптром
Хромой дикарь,
Свою дурную хворь
Одетым в рубища патрицианкам
Даривший снисходительно...
Орда
Шла в золоте,
На кладах почивала!
Один Аттила – голову во сне
Покоил на простой луке сидельной,
Был целомудр,
Пил только воду,
Ел
Отвар ячменный в деревянной чаше.
Он лишь один – диковинный урод –
Не понимал, как хмель врачует сердце,
Как мучит женская любовь,
Как страсть
Сухим морозом тело сотрясает.
Косматый волхв славянский говорил,
Что глядя в зеркало меча, -
Аттила
Провидит будущее,
Тайный смысл
Безмерного течения на Запад
Азийских толп...
И впрямь, Аттила знал
Свою судьбу – водителя народов.
Зажавший плоть в железном кулаке,
В поту ходивший с лейкою кровавой
Над пажитью костей и черепов,
Садовник бед, он жил для урожая,
Собрать который внукам суждено!
Кто знает – где Аттила повстречал
Прелестную парфянскую царевну?
Неведомо!
Кто знает – какова
Она была?
Бог весть.
Но посетило
Аттилу чувство,
И свила любовь
Своё гнездо в его дремучем сердце.
В бревенчатом дубовом терему
Играли свадьбу.
На столах дубовых
Дымилась снедь.
Дубовых скамей ряд
Под грузом ляжек каменных ломился.
Пыланьем факелов,
Мерцаньем плошек
Был озарён тот сумрачный чертог.
Свет ударял в сарматские щиты,
Блуждал в мечах, перекрестивших стены,
Лизал ножи...
Кабанья голова,
На пир ощерясь мёртвыми клыками,
Венчала стол,
И голуби в меду
Дразнили нежностью неизречённой!
Уже скамейки рушились,
Уже
Ребрастый пёс,
Пинаемый ногами,
Лизал блевоту с деревянных ртов
Давно бесчувственных, как брёвна, пьяниц.
Сброд пировал.
Тут колотил шута
Воловьей костью варвар низколобый,
Там хохотал, зажмурив очи, гунн,
Багроволикий и рыжебородый,
Блаженно запустивший пятерню
В копну волос свалявшихся и вшивых.
Звучала брань.
Гудели днища бубнов,
Стонали домбры.
Детским альтом пел
Седой кастрат, бежавший из капеллы.
И длился пир...
А над бесчинством пира,
Над дикой свадьбой,
Очумев в дыму,
Меж закопчённых стен чертога
Летал, на цепь посаженный, орёл –
Полуслепой, встревоженный, тяжёлый.
Он факелы горящие сшибал
Отяжелевшими в плену крылами,
И в лужах гасли уголья, шипя,
И бражников огарки обжигали,
И сброд рычал,
И тень орлиных крыл,
Как тень беды, носилась по чертогу!..
Средь буйства сборища
На грубом троне
Звездой сиял чудовищный жених.
Впервые в жизни сбросив плащ верблюжий
С широких плеч солдата, - он надел
И бронзовые серьги и железный
Венец царя.
Впервые в жизни он
У смуглой кисти застегнул широкий
Серебряный браслет
И в первый раз
Застёжек золочённые жуки
Его хитон пурпуровый пятнали.
Он кубками вливал в себя вино
И мясо жирное терзал руками.
Был потен лоб его.
С блестящих губ
Вдоль подбородка жир бараний стылый,
Белея, тёк на бороду его.
Как у совы полночной,
Округлились
Его, вином налитые глаза.
Его икота била.
Молотками
Гвоздил его железные виски
Всесильный хмель.
В текучих смерчах – чёрных
И пламенных –
Плыл перед ним чертог.
Сквозь черноту и пламя проступали
В глазах подобья шаткие вещей
И рушились в бездонные провалы.
Хмель клал его плашмя,
Хмель наливал
Железом руки,
Темнотой – глазницы,
Но с каменным упрямством дикаря,
Которым он создал себя,
Которым
В долгих битвах изводил врагов,
Дикарь борол и в этом ратоборстве:
Поверженный,
Он поднимался вновь,
Пил, хохотал, и ел, и сквернословил!
Так веселился он.
Казалось, весь
Он хочет выплеснуть себя, как чашу.
Казалось, что единым духом – всю
Он хочет выпить жизнь свою.
Казалось,
Всю мощь души,
Всю тела чистоту
Аттила хочет расточить в разгуле!
Когда ж, шатаясь,
Весь побагровев,
Весь потрясаем диким вожделеньем,
Ступил Аттила на ночной порог
Невесты сокровенного покоя, -
Не кончив песни, замолчал кастрат,
Утихли домбры,
Смолкли крики пира,
И тот порог посыпали пшеном...
Любовь!
Ты дверь, куда мы все стучим,
Путь в то гнездо, где девять кратких лун
Мы, прислонив колени к подбородку,
Блаженно ощущаем бытие,
Ещё не отягчённое сознаньем!..
Ночь шла.
Как вдруг
Из брачного чертога
К пирующим донёсся женский вопль...
Валя столы,
Гудя пчелиным роем,
Толпою свадьба ринулась туда,
Взломала дверь и замерла у входа:
Мерцал ночник.
У ложа на ковре,
Закинув голову, лежал Аттила.
Он умирал.
Икая и хрипя,
Он скрёб ковёр и поводил ногами,
Как бы отталкивая смерть.
Зрачки
Остеклкневшие свои уставя
На ком-то зримом одному ему,
Он коченел,
Мертвел и ужасался.
И если бы все полчища его,
Звеня мечами, кинулись на помощь
К нему,
И плотно б сдвинули щиты,
И копьями б его загородили, -
Раздвинув копья,
Разведя щиты,
Прошёл бы среди них его противник,
За шиворот поднял бы дикаря,
Поставил бы на страшный поединок
И поборол бы вновь...
Так он лежал,
Весь расточённый,
Весь опустошённый
И двигал шеей,
Как бы удивлён,
Что руки смерти
Крепче рук Аттилы.
Так сердца взрывчатая полнота
Разорвала воловью оболочку –
И он погиб,
И женщина была
В его пути тем камнем, о который
Споткнулась жизнь его на всём скаку!
Мерцал ночник,
И девушка в углу,
Стуча зубами,
Молча содрогалась.
Как спирт и сахар, тёк в окно рассвет,
Кричал петух.
И выпитая чаша
У ног вождя валялась на полу,
И сам он был – как выпитая чаша.
Тогда была отведена река,
Кремнистое и гальчатое русло
Обнажено лопатами, -
И в нём
Была рабами вырыта могила.
Волы в ярмах, украшенных цветами,
Торжественно везли один в другом –
Гроб золотой, серебряный и медный.
И в третьем –
Самом маленьком гробу –
Уродливый,
Немой,
Большеголовый
Покоился невиданный мертвец.
Сыграли тризну, и вождя зарыли.
Разравнивая холм,
Над ним прошли
Бесчисленные полчища азийцев,
Реку вернули в прежнее русло,
Рабов зарезали
И скрылись в степи.
И чёрная
Властительная ночь,
В оправе грубых северных созвездий,
Осела крепким
Угольным пластом,
Крылом совы простёрлась над могилой.
1933, 1940
При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на «Reshetoria.ru» обязательна. По всем возникающим вопросам пишите администратору.
Дизайн: Юлия Кривицкая
Продолжая работу с сайтом, Вы соглашаетесь с использованием cookie и политикой конфиденциальности. Файлы cookie можно отключить в настройках Вашего браузера.