Время — это ветер и пыль. И цветной туман
черно-белых дорог.
На лице ощутив дыханье далеких стран,
ты шагнешь за порог.
Сотни лиг пройдешь, сотни рек, городов и дней,
смутной целью влеком.
Но однажды время поманит обратно к ней —
телефонным звонком,
ностальгическим криком чайки, огнем костра
и внезапной тоской,
и укажут тогда все реки, компасы и ветра
направленье домой.
И всего лишь мгновенья хватит, чтоб ты познал
назначенье твое —
на зигзагах пустых дорог, средь песков и скал
ты искал лишь ее...
Время — это круги на пнях и молчанье льдин,
это пепел и боль.
Она вечно порхает где-то, а ты — один
со своею судьбой.
Время — это струйка песка, это сон травы,
это пряник и плеть...
Она так светла и близка, но тебе, увы,
за ней не поспеть.
Тогда, Вишня, следующий стиш будет про тебя :) Спасиба.
фигассе ошарашил))))) ну буду ждать тогда) такого в моей жизни ещё не было) дальше роз никто не покушался)))
А я тебе сочинял по заказу, забыла? :(((
ой, ёлки зелёные, и память моя девичья)))))) прости, дорогой, точно ведь забыла...))) :-)
Не, ну я ж не ДЛЯ Вишни - я ПРО Вишню!!!
существенная поправка) главное- вовремя) да я пошутила, Валер) давай про вишню))))
Спасибо! Хочется выучить наизусть
Парадокс, вот все недостатки вижу, а все равно этот стиш люблю. Да-с. Спасибо.
всё верно: именно такие вещи пишутся не день, ни час - месяцами пишутся. но они стОят того.
Просто привычка у меня дурная: очистил, отварил - положил в банку. Какое-то время спустя открыл - попробовал, поперчил, посолил - и опять в банку. И так далее.
Подозреваю, что автор выбрал для потрошения стих, который заведомо должен был мне понравиться. Поскольку в этом стихе напрочь отсутствуют характерные для ранее опубликованных вещей Марко пафос и красивости, а мой скептицизм к ним известен. Зато присутствует все, что мне в его стихах нравится: ненавязчивое приглашение подумать, изящный реверанс в сторону классиков, парадоксальность, но - в меру, без перебора, только чуть заинтриговать читателя. Помните "слова календаря"? Кроме того, этот стих очень близок мне по теме, по взгляду на время и пространство как бы сверху, издалека, под другим углом... не знаю, как сказать. Хвалить хорошие стихи, имхо, труднее, чем ругать неважнецкие. Короче, при других обстоятельствах этот стих я критиковть бы не стал. Но... придется постараться.
Самая главная загадка - кто "она"? И нужна ли здесь опредленность. Для меня - да. Поначалу кажется, что это - дама сердца, реальная или почти, но по любому... человек, как минимум, образ человека. Однако, возникает непонятка с тем, где этот человек - дома ли ("направленье домой") или путешествует, как ЛГ ("вечно порхает")? Если оба путешественники, то значит, где она, там и дом? Ну... это трудно, это как у Высоцкого: "я понял, мне за ней, конечно, не успеть". Если она - не человек, то кто? Перебрал варианты. Мечта? Недостижимый идеал? Lady Luck? Нет, все не то.
Образы. Про удачные говорить не буду, все и так ясно. "Цветной туман черно-белых дорог" не сразу увиделся - от осинки не родятся апельсинки, так? Спасли Визбор и Блок. У первого дороги серые (черно-белые), у второго, ну, понятно. "Дыханье далеких стран"... "дыханье" это хорошо, "далеких стран" - банально малость, других бы стран каких-нибудь. То же самое "шагнешь за порог", "огнем костра", "со своею судьбой"- предсказуемо до оскомины. "Сотни лиг пройдешь", каких-таких лиг?, хочется спросить, и немедленно высшая футбольная лига лезет в голову.
И последнее. Ритм не сразу улавливается, первая строка все путает, начинаясь с ударного слога, тогда как все последующие строки начинаются с двух безударных. Это не прием как, допустим, в самой последней строке (один безударный слог вместо обычных двух). Это - недоработка, нарушающая восприятие сильного, повторюсь, стиха.
Наверное, этот стих был выбран потому, что я его считаю... не то чтоб хорошим или нехорошим, красивым или некрасивым (Отвертка как-то назвал мою манеру "задумчивыми сольфеджиями", и я отчего-то подсознательно стал стремиться этому соответствовать)... просто он мне мнится одним из самых искренних, в котором ЛГ процентов на 95 совпадает с автором. Потому независимая, МАКСимальная оценка была мне очень интересна. И ты действительно многое угадал: и "высоцкую" аллюзию, и то, что "она" не совсем человек, ну да это, в общем, не важно.
По частностям... С предсказуемостью и банальностью большинства образов я и согласен с тобой, и нет. Согласен - потому что как бывший потрошитель я тоже не преминул бы указать автору на это дело. Нет - потому что как вечно начинающий автор, пребывающий на одном и том же уровне и сознающий свое более чем скромное место в окружении более талантливых граждан, стремлюсь оперировать одними и теми же символами (между яшкой казановой и Машей Протасовой я предпочитаю последнюю - именно из-за того, что она умеет рисовать удивительные вещи, не выходя за рамки классической техники и не прибегая к языковым диковинам). Ну... и мне кажется, что иногда метафорические изыски отвлекают от собственно стиха и могут быть неуместны.
По "лигам" поясню, тем более что этот текст я в свое время вешал на Решете, но под другим ником (по той же причине - захотелось абиктивности), и там возник тот же вопрос. Вообще, "лига" - это фэнтезийная мера расстояний, у Толкиена, к примеру. Ну не хотелось мне ни верст, ни миль, ни саженей. Хотя лига и использовалась, вроде, в реальной жизни (не помню где и когда), но она как-то не связана с нашей реальностью и потому мила мне, как и мера длины у товарища Ли Бо ("Как много, много тысяч ли прошел за десять лет. Но где я горя не видал, где не видал я бед. Чуть-чуть погреюсь у костра - и снова в долгий путь. Но, прежде чем поводья взять, мне хочется вздохнуть..." и т. д.)
Большое тебе спасибо тебе за твой труд и замечательный разбор. С одной стороны, ты иногда пытаешься понять некоторые моменты с точки зрения житейской алгебры, с другой - именно это является одним из признаков твоей уникальности как критика: с тобой хочется спорить, твой разбор вызывает интерес к произведению, к его ключевым моментам, а значит, отбоя от "клиентов" у тебя точно не будет :) Спасибо!
Да, да, Маскег, спасибо тебе. Мне тоже понравилось потрошение, хотя не со всем я согласен. С буквоедческим дебютом :)
blizko.
ochen.
За что ж вы, девушки, красивых любите... :)
А я в последнее время и не люблю ровный ритм. Или, скажем так, ровный ритм меня редко заводит :)
Это, СК, молодежь виновата. Отучили от классических образцов.
Вечномолодые поэты :)
И разбор хорош, и стихотворение просто замечательное! Вот ведь какая петрушка:)
Беда, однако... И что нам теперь со всем этим делать? :)) Спасибо.
Время — это ...загадываем страницу, строку и таким образом гадаем на орфографическом словарике!
А, вообще, сравнение времени с пряником и плетью - это классно, это поэтично!
перечитала - знаешь...
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться
Тихо, тихо ползи, Улитка, по склону Фудзи, Вверх, до самых высот!
Октябрь. Море поутру
лежит щекой на волнорезе.
Стручки акаций на ветру,
как дождь на кровельном железе,
чечетку выбивают. Луч
светила, вставшего из моря,
скорей пронзителен, чем жгуч;
его пронзительности вторя,
на весла севшие гребцы
глядят на снежные зубцы.
II
Покуда храбрая рука
Зюйд-Веста, о незримых пальцах,
расчесывает облака,
в агавах взрывчатых и пальмах
производя переполох,
свершивший туалет без мыла
пророк, застигнутый врасплох
при сотворении кумира,
свой первый кофе пьет уже
на набережной в неглиже.
III
Потом он прыгает, крестясь,
в прибой, но в схватке рукопашной
он терпит крах. Обзаведясь
в киоске прессою вчерашней,
он размещается в одном
из алюминиевых кресел;
гниют баркасы кверху дном,
дымит на горизонте крейсер,
и сохнут водоросли на
затылке плоском валуна.
IV
Затем он покидает брег.
Он лезет в гору без усилий.
Он возвращается в ковчег
из олеандр и бугенвилей,
настолько сросшийся с горой,
что днище течь дает как будто,
когда сквозь заросли порой
внизу проглядывает бухта;
и стол стоит в ковчеге том,
давно покинутом скотом.
V
Перо. Чернильница. Жара.
И льнет линолеум к подошвам...
И речь бежит из-под пера
не о грядущем, но о прошлом;
затем что автор этих строк,
чьей проницательности беркут
мог позавидовать, пророк,
который нынче опровергнут,
утратив жажду прорицать,
на лире пробует бряцать.
VI
Приехать к морю в несезон,
помимо матерьяльных выгод,
имеет тот еще резон,
что это - временный, но выход
за скобки года, из ворот
тюрьмы. Посмеиваясь криво,
пусть Время взяток не берЈт -
Пространство, друг, сребролюбиво!
Орел двугривенника прав,
четыре времени поправ!
VII
Здесь виноградники с холма
бегут темно-зеленым туком.
Хозяйки белые дома
здесь топят розоватым буком.
Петух вечерний голосит.
Крутя замедленное сальто,
луна разбиться не грозит
о гладь щербатую асфальта:
ее и тьму других светил
залив бы с легкостью вместил.
VIII
Когда так много позади
всего, в особенности - горя,
поддержки чьей-нибудь не жди,
сядь в поезд, высадись у моря.
Оно обширнее. Оно
и глубже. Это превосходство -
не слишком радостное. Но
уж если чувствовать сиротство,
то лучше в тех местах, чей вид
волнует, нежели язвит.
октябрь 1969, Коктебель
При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на «Reshetoria.ru» обязательна. По всем возникающим вопросам пишите администратору.