Виталий, вот уже второй подряд Ваш стих вызывает в памяти (у меня) известную байку о "Идёт с заката царь природы...". :)
Пардон, "Грядёт с заката..")
Мне эта байка не известна :)
(В лицее) Кюхля написал "Грядёт с заката царь природы...", а Пушкин досочинил " и изумлённые народы не знают, что им предпринять, ложиться спать или вставать".)
Думаю народам лучше поспать ...
Если убрать про "поэзу", то стих очень даже философски глубок - о смысле повседневной жертвы как закономерной необходимости на пути к внезапным метаморфозам.)))
Изложите аргументы против "поэзы", если не затруднит.
Да не имею я ничего против поэзы, я знаю, что поэза волнует многих гораздо больше целого мира) А для меня это узковатые рамки)
Хочется простора восприятия)
Почитайте поэта, на которого я намекнул выше и Вы расшифруете многое. Если Вы читали его раньше (а это скорее всего так) Вы быстро догадаетесь.
поэзу моженть не творю а продолжаю), у поэзы устоичивая ассоциа
Ассоциация с чем? Я знаю, только то, что Северянин именовал свои произведения (и весьма достойные!) поэзами. Здесь использовано как несколько снижающий самооценку автора синоним слова "стихотворение".
Да, это Лотарев именовал так свои произведения, ассоциация -с ним,потом они стали ассоциироваться с вычурными стихами,но самооценку автора это слово не снизит,а вот четкую параллель проведет.ну это как сказать пойду нарисую черный квадрат.( у черного квадрата - тоже ассоциа).Ну энто мое конечно мнение, не боле.
Создается впечатление, что Вы мало читали Северянина. Видимо Вам ближе Демьян Бедный.
читал и того и другого, у Северянина ,,Громокипящий кубок",хорош последние его стихи, в Прибалтике,слабее на мой взгляд,( И будет вскоре весенний день - хорошее стихо- из позднего) Демьян Бедный - не мой поэт.
Северянин - выдающийся поэт, и то, что он не забыт и достаточно популярен после десятилетий запретов, лжи и штампов, распространявшихся "критиками Латунскими" говорит само за себя.
да, когда-то он обошел Блока и был избран ,, королем поэтов"- очень яркий поэт,никем он не забыт его всегда помнили, даже по ,,ананасам в шампанском" и поэтому поэза- это его неологизм, вообще он любил неологизмы(велосипедит почтальон итд)Яркий представитель эгофутуризма - фактически сам эгофутуризм ( не беря в расчет Олимповых итд).Поэтому я зная Северянина и указал на заимствование и предложил ее продолжить
Вы очень интересно пишете о Северянине, меня это обрадовало. Надеюсь обсудить еще что-нибудь с Вами. Эта "поэза" не в его духе, но я обязательно какую-нибудь напишу вещь по северянинским мотивам. (только не знаю когда).
Спасибо!
Спасибо,да что бы было в его интонации нужно использовать цвет и настроение,( любимый цветок его-сирень) неологизмы у него редко когда были удачными, в настоящий момент их применение думаю будет комичным, а вот восторг с которым он писал- редкий в поэзии.Успехов!
Я вот сейчас почитала Ваш, Виталий, диалог с Финкой, и узнала столько новых слов!Спасибо, что окультурили меня!:-)
позалуста
А что это ви, уважаемый Финка, на меня шепелявите?:-))
съел Вашего горыныча,под новый год
Ничего не выросло?:-))
жду
Спасибо, Лара! Надо еще и Владимира Митина и Мышу поблагодарить, давненько меня так не комментировали активно.
если честно, Виталий, комментарии Володи и Мыши прошли мимо меня, но вот Вы с Финкой зажгли огни Сан-Ремо:-))) Я чувствую себя ПТУшницей:-)))
Но ПТУШницей окультуренной... в некоторых местах:-)))
Лара! Мало, кто может сравниться с Вами по количеству цитат, аллюзий и реминисценций в чате! Почему-то Вы реже используете это в прозе и еще меньше в поэзии. Хотя я читаю всегда Ваши и чаты и произведения с огромным удовольствием!
В чатах искрометный и неповторимый юмор рулит (как сейчас принято говорить). Так что ПТУ для меня (если речь идет о Вас) - дательный падеж имени ПТА (а это оч. серьезный тов.). :)
оч.серьезный тов.? Кажется, теперь я поняла, почему мне в общественном транспорте место всегда уступают.
видите? Уже и РОневская, с такими творческими узбеками я очень далеко пойду:-)))
Кстати, творить с юмором, это Вам, дорогой мой друг, не вытворять в чате. Для этого нужно иметь ого-го какой интеллект. А я в этом вопросе, как говорила моя любимая Роневская "никогда не была красива, я всегда была чертовски мила":-)))
Я не только юмор имел в виду когда о цитатах говорил и о серьезных вещах - многие произведения набиты скрытыми и открытыми цитатами и интертекстами под завязку.
Заслуга хорошей памяти, которую я тренирую разгадыванием кроссвордов, вооружившись Большой Советской Энциклопедией:-))
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться
Тихо, тихо ползи, Улитка, по склону Фудзи, Вверх, до самых высот!
Царь Дакии,
Господень бич,
Аттила, -
Предшественник Железного Хромца,
Рождённого седым,
С кровавым сгустком
В ладони детской, -
Поводырь убийц,
Кормивший смертью с острия меча
Растерзанный и падший мир,
Работник,
Оравший твердь копьём,
Дикарь,
С петель сорвавший дверь Европы, -
Был уродец.
Большеголовый,
Щуплый, как дитя,
Он походил на карлика –
И копоть
Изрубленной мечами смуглоты
На шишковатом лбу его лежала.
Жёг взгляд его, как греческий огонь,
Рыжели волосы его, как ворох
Изломанных орлиных перьев.
Мир
В его ладони детской был, как птица,
Как воробей,
Которого вольна,
Играя, задушить рука ребёнка.
Водоворот его орды крутил
Тьму человечьих щеп,
Всю сволочь мира:
Германец – увалень,
Проныра – беглый раб,
Грек-ренегат, порочный и лукавый,
Косой монгол и вороватый скиф
Кладь громоздили на его телеги.
Костры шипели.
Женщины бранились.
В навозе дети пачкали зады.
Ослы рыдали.
На горбах верблюжьих,
Бродя, скикасало в бурдюках вино.
Косматые лошадки в тороках
Едва тащили, оступаясь, всю
Монастырей разграбленную святость.
Вонючий мул в очёсках гривы нёс
Бесценные закладки папских библий,
И по пути колол ему бока
Украденным клейнодом –
Царским скиптром
Хромой дикарь,
Свою дурную хворь
Одетым в рубища патрицианкам
Даривший снисходительно...
Орда
Шла в золоте,
На кладах почивала!
Один Аттила – голову во сне
Покоил на простой луке сидельной,
Был целомудр,
Пил только воду,
Ел
Отвар ячменный в деревянной чаше.
Он лишь один – диковинный урод –
Не понимал, как хмель врачует сердце,
Как мучит женская любовь,
Как страсть
Сухим морозом тело сотрясает.
Косматый волхв славянский говорил,
Что глядя в зеркало меча, -
Аттила
Провидит будущее,
Тайный смысл
Безмерного течения на Запад
Азийских толп...
И впрямь, Аттила знал
Свою судьбу – водителя народов.
Зажавший плоть в железном кулаке,
В поту ходивший с лейкою кровавой
Над пажитью костей и черепов,
Садовник бед, он жил для урожая,
Собрать который внукам суждено!
Кто знает – где Аттила повстречал
Прелестную парфянскую царевну?
Неведомо!
Кто знает – какова
Она была?
Бог весть.
Но посетило
Аттилу чувство,
И свила любовь
Своё гнездо в его дремучем сердце.
В бревенчатом дубовом терему
Играли свадьбу.
На столах дубовых
Дымилась снедь.
Дубовых скамей ряд
Под грузом ляжек каменных ломился.
Пыланьем факелов,
Мерцаньем плошек
Был озарён тот сумрачный чертог.
Свет ударял в сарматские щиты,
Блуждал в мечах, перекрестивших стены,
Лизал ножи...
Кабанья голова,
На пир ощерясь мёртвыми клыками,
Венчала стол,
И голуби в меду
Дразнили нежностью неизречённой!
Уже скамейки рушились,
Уже
Ребрастый пёс,
Пинаемый ногами,
Лизал блевоту с деревянных ртов
Давно бесчувственных, как брёвна, пьяниц.
Сброд пировал.
Тут колотил шута
Воловьей костью варвар низколобый,
Там хохотал, зажмурив очи, гунн,
Багроволикий и рыжебородый,
Блаженно запустивший пятерню
В копну волос свалявшихся и вшивых.
Звучала брань.
Гудели днища бубнов,
Стонали домбры.
Детским альтом пел
Седой кастрат, бежавший из капеллы.
И длился пир...
А над бесчинством пира,
Над дикой свадьбой,
Очумев в дыму,
Меж закопчённых стен чертога
Летал, на цепь посаженный, орёл –
Полуслепой, встревоженный, тяжёлый.
Он факелы горящие сшибал
Отяжелевшими в плену крылами,
И в лужах гасли уголья, шипя,
И бражников огарки обжигали,
И сброд рычал,
И тень орлиных крыл,
Как тень беды, носилась по чертогу!..
Средь буйства сборища
На грубом троне
Звездой сиял чудовищный жених.
Впервые в жизни сбросив плащ верблюжий
С широких плеч солдата, - он надел
И бронзовые серьги и железный
Венец царя.
Впервые в жизни он
У смуглой кисти застегнул широкий
Серебряный браслет
И в первый раз
Застёжек золочённые жуки
Его хитон пурпуровый пятнали.
Он кубками вливал в себя вино
И мясо жирное терзал руками.
Был потен лоб его.
С блестящих губ
Вдоль подбородка жир бараний стылый,
Белея, тёк на бороду его.
Как у совы полночной,
Округлились
Его, вином налитые глаза.
Его икота била.
Молотками
Гвоздил его железные виски
Всесильный хмель.
В текучих смерчах – чёрных
И пламенных –
Плыл перед ним чертог.
Сквозь черноту и пламя проступали
В глазах подобья шаткие вещей
И рушились в бездонные провалы.
Хмель клал его плашмя,
Хмель наливал
Железом руки,
Темнотой – глазницы,
Но с каменным упрямством дикаря,
Которым он создал себя,
Которым
В долгих битвах изводил врагов,
Дикарь борол и в этом ратоборстве:
Поверженный,
Он поднимался вновь,
Пил, хохотал, и ел, и сквернословил!
Так веселился он.
Казалось, весь
Он хочет выплеснуть себя, как чашу.
Казалось, что единым духом – всю
Он хочет выпить жизнь свою.
Казалось,
Всю мощь души,
Всю тела чистоту
Аттила хочет расточить в разгуле!
Когда ж, шатаясь,
Весь побагровев,
Весь потрясаем диким вожделеньем,
Ступил Аттила на ночной порог
Невесты сокровенного покоя, -
Не кончив песни, замолчал кастрат,
Утихли домбры,
Смолкли крики пира,
И тот порог посыпали пшеном...
Любовь!
Ты дверь, куда мы все стучим,
Путь в то гнездо, где девять кратких лун
Мы, прислонив колени к подбородку,
Блаженно ощущаем бытие,
Ещё не отягчённое сознаньем!..
Ночь шла.
Как вдруг
Из брачного чертога
К пирующим донёсся женский вопль...
Валя столы,
Гудя пчелиным роем,
Толпою свадьба ринулась туда,
Взломала дверь и замерла у входа:
Мерцал ночник.
У ложа на ковре,
Закинув голову, лежал Аттила.
Он умирал.
Икая и хрипя,
Он скрёб ковёр и поводил ногами,
Как бы отталкивая смерть.
Зрачки
Остеклкневшие свои уставя
На ком-то зримом одному ему,
Он коченел,
Мертвел и ужасался.
И если бы все полчища его,
Звеня мечами, кинулись на помощь
К нему,
И плотно б сдвинули щиты,
И копьями б его загородили, -
Раздвинув копья,
Разведя щиты,
Прошёл бы среди них его противник,
За шиворот поднял бы дикаря,
Поставил бы на страшный поединок
И поборол бы вновь...
Так он лежал,
Весь расточённый,
Весь опустошённый
И двигал шеей,
Как бы удивлён,
Что руки смерти
Крепче рук Аттилы.
Так сердца взрывчатая полнота
Разорвала воловью оболочку –
И он погиб,
И женщина была
В его пути тем камнем, о который
Споткнулась жизнь его на всём скаку!
Мерцал ночник,
И девушка в углу,
Стуча зубами,
Молча содрогалась.
Как спирт и сахар, тёк в окно рассвет,
Кричал петух.
И выпитая чаша
У ног вождя валялась на полу,
И сам он был – как выпитая чаша.
Тогда была отведена река,
Кремнистое и гальчатое русло
Обнажено лопатами, -
И в нём
Была рабами вырыта могила.
Волы в ярмах, украшенных цветами,
Торжественно везли один в другом –
Гроб золотой, серебряный и медный.
И в третьем –
Самом маленьком гробу –
Уродливый,
Немой,
Большеголовый
Покоился невиданный мертвец.
Сыграли тризну, и вождя зарыли.
Разравнивая холм,
Над ним прошли
Бесчисленные полчища азийцев,
Реку вернули в прежнее русло,
Рабов зарезали
И скрылись в степи.
И чёрная
Властительная ночь,
В оправе грубых северных созвездий,
Осела крепким
Угольным пластом,
Крылом совы простёрлась над могилой.
1933, 1940
При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на «Reshetoria.ru» обязательна. По всем возникающим вопросам пишите администратору.