На главнуюОбратная связьКарта сайта
Сегодня
21 ноября 2024 г.

Не стоит ориентироваться на общественное мнение. Это не маяк, а блуждающие огни

(Андре Моруа)

Критика

Все произведения   Избранное - Серебро   Избранное - Золото

К списку произведений

из цикла "о кино"

«Солнце мое» («Aftersun»)

«Я думаю, хорошо, что мы под одним небом, — говорит Софи, — Если я вижу солнце, то думаю, что мы оба можем его видеть. Даже если мы сейчас в разных местах, мы все равно как будто вместе. У нас есть нечто общее, понимаешь?»

Пожалуй, начну с того, что такой вольный перевод названия фильма скрывает его суть, которая очень удачно отражается в оригинальном названии. «Солнце мое» - звучит красиво, но дословный перевод Aftersun - «После солнца», а, чуть напрягшись, переведем как «После захода солнца». Т.е. после загорания, после праздника. Послевкусие. Долгий путь от одиннадцати до тридцати взрослых лет после яркой и запомнившейся поездки с отцом. Может быть, последней. Все, что дальше, было после солнца. Конечно, не совсем так. Но здесь и сейчас взрослая женщина просматривает свои старые записи на видеокамеру и вспоминает. Вспоминает ту неделю на турецком побережье, проведенную с отцом, который жил в другом городе, будучи разведенным с ее мамой. Наверное, все ж это было их последнее беззаботное времяпрепровождение. Именно поэтому и запомнилось. Еще пару слов о солнце и двинемся дальше. Возможно, эта цитата от Софи сподвигнула прокатчиков поменять название картины.

«Я думаю, хорошо, что мы под одним небом, — говорит Софи, — Если я вижу солнце, то думаю, что мы оба можем его видеть. Даже если мы сейчас в разных местах, мы все равно как будто вместе. У нас есть нечто общее, понимаешь?»
Отцы и дочери - куда более тонкая, на мой взгляд, тема, чем отцы и сыновья. Я очень боялся, что режиссер какой-нибудь неискренностью или сценарным поворотом все испортит и порвет эту звенящую притягательную нить, соединяющую этих двоих в каком-то там измерении, которое называется Любовь. Но Шарлотта Уэллс была на высоте на протяжении всего фильма. Еще я боялся за героев. Да, да! Именно боялся, что произойдет что-то нелепое, страшное. То он стоит на балконе (кстати, ушу, цигун? – это поиск равновесия, которое имхо так необходимо герою), то чуть не попадает под автобус, то идет ночью в море. И девочка тоже после обиды на отца за караоке, казалось, могла натворить глупостей. Но все обошлось. Они не учат друг друга, не выставляют претензии, не дают знать, что их что-то не устраивает. Они просто говорят друг с другом, слышат друг друга и заботятся друг о друге.
- Мы вчера поцеловались. Сначала он меня, а потом мы с ним.
- Он же тебе ровесник?
- Да.
- Тогда все нормально. В щечку?
- Ну, не совсем.
- Ясно. Просто знай, что можешь рассказывать мне обо всем, когда подрастешь. Про все вечеринки, про своих мальчиков. И даже про выпивку.
- Пап!
- Я серьезно, Софи! Я в твои годы все пробовал. Только пообещай, что не будешь скрывать.
- Ладно. Но мне это не интересно.
- Как знаешь. Но, если что, мы договорились, да?

Софи и Калум – Фрэнки Корио и Пол Мескал. Очень сильный дуэт. Им веришь, заглядываешь в глаза, изучаешь мимику. Благо, классный оператор дает их крупным планом в нужный момент. Мажут кремом, вытирают ватными пластинками лицо друг другу, обнимаются. Я и тут немного боялся пошлости, но, к счастью, режиссер и не думал смотреть в эту сторону. Просто тактильность и сенсорика (что-ли?), как я понял, одна из фишек Уэллс. Ты забываешь, что это актеры – настолько профессионально с одной стороны и естественно с другой снят фильм. Без спецэффектов, иногда просто на наклоненную дрожащую видеокамеру. Иногда ты видишь Калума частично в зеркале, частично (только силуэтом) отраженным в экране телевизора. Но там уже рядом и силуэт Софи. Сильно. Или ты видишь руки Калума в верхней части экрана, а в нижней, отражение его лица на полированной поверхности стола. Иногда кадры начинают бежать, мельтешить, мозаика рассыпаться и, замедляясь, вновь складываться. Мы видим наших героев и периодически, как бы в стороне, взрослую женщину. Сразу пришло понимание, что это прихоти памяти, чуть позже, что женщина в стороне – выросшая Софи, проматывающая старые пленки и вспоминающая ту знаковую для себя поездку.

Главный герой, Калум, мне предстает человеком не большого ума, не больших достижений. Ему тридцать один, дочь он заимел в девятнадцать. Как я понимаю по некоторым подсказкам на протяжении всего фильма, это непутевый и сломленный человек, неоднократно не смогший устроить свою жизнь, не особо рефлексирующий, как казалось до момента его рыданий сидя спиной к камере. Что он может дать Софи? Не по годам разбитной и умной девчонке, чьи суждения порой более здравы, чем его? Советы? Да, он дает ей парочку - про самооборону (ну, имеет место быть) и про книгу (тут прям норм). Какую часть из своих осколков может он ей предложить? Только любовь. Любовь без назиданий, без пафоса, с трогательной заботой, принимающую ребенка, как взрослого человека, готовую отдать себя без остатка, и не желающую ничего взамен. И это так искренне, так ровно, без надрыва, что ты счастлив за них обоих. И рядом с дочкой Калум выглядит вполне достойно – спокойным и сильным. Не боится извиниться и делает это от чистого сердца. Он скрывает свою боль, прячет слабости. Ребенка много лет назад это убеждало, современную повзрослевшую Софи уже нет. Она через призму лет понимает все его недостатки и проблемы и принимает их.

Концовка мне говорит, что, скорее всего, это, действительно, их последнее путешествие. Возможно, они, вообще, более не увидятся. Этот пустой «холодный» коридор с неоновыми лампами и дверью в конце. Это неловкое прощание Калума в камеру и уход в далекую дверь – все указывает на то, что жизнь его не наладится, если и не оборвется. Выше я упомянул, что он сломлен. Может, я не прав. Может он изначально такой… с червоточинкой. А как бы, кстати, сформировался ваш характер, если б мама с папой забывали про ваш день рождения? Или же его настиг бич депрессии, что, впрочем, почти то же. В любом случае, как мне видно по фильму, он, однозначно, изначально безответственный человек. И, может, это и есть отправная точка его проблем. А плевок в зеркало, а точнее, в свое отражение, подчёркивает нелюбовь к себе такому. Дисклаймер. Очень важный, потому что иначе часть послевкусия теряется. Никаких морализаторств, никакого нравоученья – вот, у него такая дочь, ради нее мог бы взять себя в руки, больше зарабатывать, добиться чего-нибудь и т.д. и т.п. Это не работает и только портит все. Депрессия губит и полностью внешне счастливых, и благополучных. Более того, с них и начинает. И попробуйте сказать, что жертвы с ней не борются! Калум упомянул в разговоре с инструктором по дайвингу, что даже не задумывался о себе сорокалетнем. Даже не представляет, как и до тридцати-то дожил. Это о многом говорит. Ноша семьи, работы, далеких планов тяжела для него. Он выживает здесь и сейчас. Только в каждом Здесь и каждом Сейчас его Любовь к дочери настолько сильна, искренна и чиста, что Софи пронесла ее сквозь всю жизнь, вспоминая и вновь записывая себе в память ту неделю совместного счастья под их общим солнцем.


Автор:Pro
Опубликовано:30.08.2023 00:50
Создано:30.08.2023
Просмотров:1225
Рейтинг:100     Посмотреть
Комментариев:0
Добавили в Избранное:2
10.09.2023  tamika25
02.09.2023  Baas

Ваши комментарии

Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться

Тихо, тихо ползи,
Улитка, по склону Фудзи,
Вверх, до самых высот!
Кобаяси Исса
Поиск по сайту

Новая Хоккура

Произведение Осени 2019

Мастер Осени 2019

Камертон