Левиафан
Несколько мыслей:
1. Самое удивительное, что в основу фильма легла американская история. В Колорадо цементный завод хотел отобрать дом у парня. Но… парень снес этот завод бульдозером. Звягинцев слегка (!) переделал.
2. Первое впечатление в процессе просмотра - образчик трэша-чернухи уровня 90-х. Я б сказал даже притчевый такой трэш, передернутый. Т.е. в конце должно было фантастическое случиться. Не случилось. Случилось предсказуемое – никакого хеппиэнда. Добротно, но противно. Правда, но кажется, что из контекста. Или это защитная реакция?
3. Если б мы (Серебряков-Вдовиченков-Лядова) оставались бы друг другом, а жена женою, то все бы пережили. А так Левиафан пожирает нас и снаружи и изнутри. Это имхо и есть основная идея: на власть все «гоните» – с себя начните! Каждый с себя!
4. За что мне? (Серебряков). Ему, действительно, не за что, вроде. Пьющий и неверующий – вот его грехи. Еще несдержанный. Или испытание? Или избранный? Как там сказал отец Василий? «Мой Бог со мной. А вот где твой – не знаю». Впрочем, «пути господни неисповедимы» - он и это сказал. Жаль Колю, безумно, до слез.
5. И еще. Сын спрашивает: «А ты простил?». «Я пытаюсь» И он пытается из последних сил любить, простить, не потерять… А жизнь (Бог?) забирает, отнимает, как у Иова. Пути господни неисповедимы…
6. Ни в одном фильме до того я не видел такого сильного обвинения представителей института церкви. При этом именно представителей, Бог есть (и это подчеркивается) и Церковь есть (помните разрушенную церковь с фресками, где пьет Николай, а пацаны жгут костер?).
7. Обидно, что именно сейчас. В этот период. Выйдет, как с Пастернаком. Это фильму премии или политические технологии? Уже не понять (хотя, учитывая политичность фестивалей, особенно Оскара!..). Жаль, что совпало. Именно совпало! Очень спасает фильм (когда знаешь), что он задумывался и снимался задолго до санкционного кризиса.
8. И вот представляю я все эти премии и обидно мне – за Отчизну мне обидно! (Сорри за пафос, но здесь именно он). Ведь по косточкам разберут! Нет, в фильме все правда, но только хочется всем объяснять, господа, у нас не только это, у нас и по-другому бывает и другое есть! Я очень хочу гордиться своей страной. Жаль.
9. Вот прошло время, а фильм не отпускает. И Колю жаль еще больше! Все же не так прост фильм, не так! Да и не мог быть Звягинцев прост!
10. И все же, вернусь у фильму и допишу. А, может, не правильно жалеть героя? Режиссер привел Николая к Богу! Он ему НИЧЕГО не оставил! НИЧЕГО. В тюрьме у него будет время разобраться. У Николая остается два пути. Первый – свихнуться и исчезнуть, причитая «за что». И это путь в ад. Либо прямиком к райским вратам. Напоследок хочу добавить, что без этих ужасных изменений в жизни Коли он бы, наверняка, спился бы лет через несколько. Пути господни неисповедимы?
Классно получилось. Будто монолог. Эмоциональный, живой, захватывающий!)
Это и есть монолог. послефильменные мысли. чтоб не забыть. иначе уходят, как в песок... а ведь что-то думал, переживал. а остается только нра-ненра
ващета в фильме Левиафан никуда не плывет, потомушта он скелет.
эта патамушта он приплыл. и съел себя изнутри...
саминтересное, что скелет уже купил кто-то. за хорошее бабло, между прочим)
Значит, он продолжает пожирать! )
О фильмах Звягинцева. Коротенько. Во всех трёх - «Возвращение», «Елена» и «Левиафан» - всё вращается вокруг женщины (в первую очередь, между прочим), мужчины, детей, дома – семьи. Главная мысль во всех трех, если сказать коротко, такая: человек без любви – оксюморон, чудовище, пожирающее и затем издыхающее. Человек есть постольку, поскольку есть в нем любовь (любовь равно человек). Однако, человек-любовь в отличие от Левиафана уязвим, раним, беззащитен, всегда ходит по краю. Человек- любовь и Иисус-любовь - они одной крови и одной судьбы. Вот, мне кажется, это главное во всех трёх фильмах, остальное тоже очень важно и интересно, но это уже актуальность частность в зависимости от времени, места, выбранной художественной формы. Маленький эпизод, например, в «Левиафане», в конце фильма чудовище-мэр целует своего малыша в макушку - это человеческое в нем, тут его ахиллесова пята, тут точка уязвимости. Мне кажется актуальный, социальный аспект «Левиафана» сегодня застит (россиянам) главное. Может быть, иностранцы видят, прежде всего, как раз эту другую, общечеловеческую, классическую, всем от древности внятную сторону и оценивают (высоко - с чем я согласна) силу выражения именно этой стороны. Я очень люблю фильмы Звягинцева, в них, по-моему, нет, проходных, неважных, если можно так сказать, декоративных деталей, редки пережимы. В этом смысле лучшим мне кажется «Елена», но каждый фильм значителен и многим другим (своим), конечно.
Есть еще Изгнание и Апокриф из известных. Но они, действительно, хуже имхо. «человек без любви – оксюморон» --- трижды права! Миллион раз. Да, Звягинцев в этом. И в Левиафане то же!
любовь равно человек равно Бог.
Я хотел написать про этот поцелуй… там еще сложнее по-моему.
Знаешь, повспоминал сейчас. Я тут давеча сказал, что Возвращение самый сильный. Нет, ты права – Елена. Этот фильм меня вышиб из колеи. Я сейчас подумал, что не даром там Смирнов играет (если к любви возвращаться). Помнишь его «Жила-была одна баба». Он и в интервью к этому фильму не раз говорил: только любовь может спасти. И путь к Нему единственный – через любовь, любовь к КАЖДОМУ и ко всем. Как это невыносимо трудно…
Я видела *Елену* и *Левиафана*.
На мой взгляд, фильм *Елена* действительно апокалиптичен, и он, просто-напросто, гениален.
От колышущейся ветки в начале фильма за окном фешенебельной барской квартиры - до той же ветки в конце за тем же окном того же дома, где поселилось милое мещанское обустроенное Зло.
Мне показалось, что *Левиафан* жирнее, выпуклее, нарочитее и умозрительнее - с чётким моралитэ.
Коррупция, бандитизм, пьянство - это плохо, я бы даже сказала, это очень плохо.
Доброта, простота - это хорошо, это очень хорошо.
Пусть меня простит автор, но *Левиафан* - безумно талантливый рассказ про бедного серого зайку, на которого напали злые волки - мэр, прокурор, милиционер и еще несколько десятков.
Мэр - очень злой волк. На морде написано, ух, какой злой волк. Неприятно просто - подлец, гад, взяточник, алканавт и вообще.
Зло - это самое страшнейшее зло - Елена, добрая женщина, везущая раз в месяц пенсию великовозрастному дегенерату, плодящему дегенератиков.
Одна ее поездка чего стоит, изложенная кинематографическим гениальным языком - Женщина, Мать, электричка, трамвай, пешком, в клюве для дитятки.
Ничего, что через кровь, нестрашно, что клювик только что до смерти кого-то тюкнул в темечко, главное, детишки нажрутся падали, а она так и будет безмятежно и с любовью (!) взирать на домашний и радостный апокалипсис.
Звягинцев - гений в *Елене*.
*Левиафан* - это сюжет.
*Елена* - это Кино
Абсолютно согласен! Роз-Марин! ты - умниц!
И еще... я сейчас в коммент выложу одну мыслю
))))
)))
))
)
В США все было ровно наоборот - бульдозерист шантажировал компанию на выплату огромной суммы в качестве компенсации за снос своей халупы. Имел право, конечно.
Это абсолютно не важно, конечно, но раз уж зашел разговор, то вот мой источник:
Фильм Левиафан был задуман режиссёром Звягинцевым в 2012 году, после того как переводчица и ассистент Андрея Звягинцева Инна Брауде рассказала ему историю о сварщике из штата Колорадо Марвине Джоне Химейере, у которого новые владельцы цементного завода решили выкупить мастерскую, расположенную на их территории. Марвин не шел ни на какие соглашения, и тогда управление завода попросту огородило его забором. Отчаявшись бороться за свою собственность, пройдя все круги бюрократической судебной и исполнительной системы, он оборудовал многотонный бульдозер пуленепробиваемой броней, буквально запаяв себя в кабине трактора, и выехал на нем из своей мастерской. Он разрушил все постройки цементного завода, полностью снес забор, отгородивший его от внешнего мира и направился в город. Полиция пыталась препятствовать ему чем только могла, в него было выпущено более двухсот пуль, были сооружены заслоны из тяжеловозов, но все их старания были совершенно напрасны, он сметал на своем пути все, а по въезду в город методично снес около десятка административных зданий и, завершив свое возмездие, в громкоговоритель сказал, что «до сих пор никто не хотел его слышать, теперь же услышали все». После чего в кабине своего бульдозера он покончил собой. В этом инциденте не пострадал ни один человек, кроме самого Химейера.
После того, как он узнал историю Химейера, режиссер натолкнулся на текст, пересказывающий средневековую хронику времен Мартина Лютера.После того, как он узнал историю Химейера, режиссер натолкнулся на текст, пересказывающий средневековую хронику времен Мартина Лютера (Михаэль Кольхаас). Сюжет этой новеллы, написанной Генрихом фон Клейстом был почти до деталей схож с историей Химейера. Ясно было, что это вечный сюжет, исток которого, при определенном усилии, можно найти и в истории несчастного библейского Иова. Потому совершенно не имеет значения, где именно могли бы разворачиваться события этой драмы. История о столкновении человека и власть имущих универсальна. Скоро была найдена и еще одна аллюзия – параллель с текстом английского философа XVII века Томаса Гоббса (имя библейского чудовища, изображённого как сила природы, принижающая человека. Гоббс использует этот образ для описания могущественного государства-«смертного Бога»). Между этих сюжетов и идей и выстроен скелет Левиафана. (Данные с сайта http://www.kinopoisk.ru/).
))))вместо ответа-добавила рецензию. Не привыкла еще к форме)))
Напоминает "Дорожные работы" Кинга. (товарищ Химейер)
Все логично, кроме отсылки к Книге Иова. Государственная власть и Церковь к библейскому сюжету не имеют никакого отношения. Точнее, в Книге Церковь присутствует как самоощущение "праведника", то есть как провокация. "Левиафан" нельзя сопоставить с Книгой Иова ни с какого бока. А остальное - логично.
К книге Иова отсылает тамошний священник. Я просто продолжаю идею испытания через изъятие благ. Глобально Книга Иова - это более Коэны, чем Звягинцев.
И еще... я сейчас в коммент выложу еще одну мыслю
Посмотрел сейчас "Дурака" Быкова... А там не только черное и белое, там серое есть. И не просто все. А в Левиафане черное и... вот в том-то и дело, что никакого "и". ВСЕ ЧЕРНОЕ! Может, так и надо, может задумка, может, спецом. Пусть. Не мое.
Левиафан - кино не с точки зрения искусства (имхо, други, имхо). В течение всего просмотра раздражало подспудно (сейчас понял), что это очень старый и затертый киноязык. 90-ые. Может, опять-таки, спецом, с намеками. Впрочем, я это написал, но не так четко. Конъюнктура, да простит меня Звягинцев. Именно из-за нее, я, не любитель пафосных речей, и написал лозунгом "За Отчизну обидно" - формат определяет.
"Дурака" еще не смотрела. С остальным согласиться полностью не могу. Что это за киноязык такой? - вообще этого не понимаю, о чем ты? Повторюсь: у Звягинцева всё глубже и глубина в деталях. Смотреть надо внимательнее, следить именно за мелочами.
"Левиафана" нужно смотреть с того ракурса, с которого смотрит сам режиссер. Звягинцев снимает притчи - так, как у него это получается, то есть - метафоры. В данном случае, метафоры безысходности. Безысходность героев - следствие стереотипов существования, которых они придерживаются. Просто - плывут по течению, а попадется рыба-поймают. Герой поймал свой дом и микробизнес, мэр - должность.
На самом деле этот фильм - про всех нас в данный отрезок времени. Нефтяная благодать свалилась нам за здорово живешь, возможности поездить по миру - тоже. А теперь приходится сознавать, что всего этого никто из нас не заработал...
Суровая Вы...
...но справедливая)))
Бегите смотреть *Одержимость* Шазелля (2014)
Я этим фильмом больна
Одержимость - весч! подтверждаю
фигасе! если там кто-то нефть прет, а я честно вкалывал без субб и воскр почти, продавая свои мозги, но в скудных отпусках успев весь мир объездить, то я заработал!)). так что возможность ездить по миру на нас не свалилась - нам вернули то, что в начале века отняли.
Тоже резонно...)))))
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться
Тихо, тихо ползи, Улитка, по склону Фудзи, Вверх, до самых высот!
"Скоро тринадцать лет, как соловей из клетки
вырвался и улетел. И, на ночь глядя, таблетки
богдыхан запивает кровью проштрафившегося портного,
откидывается на подушки и, включив заводного,
погружается в сон, убаюканный ровной песней.
Вот такие теперь мы празднуем в Поднебесной
невеселые, нечетные годовщины.
Специальное зеркало, разглаживающее морщины,
каждый год дорожает. Наш маленький сад в упадке.
Небо тоже исколото шпилями, как лопатки
и затылок больного (которого только спину
мы и видим). И я иногда объясняю сыну
богдыхана природу звезд, а он отпускает шутки.
Это письмо от твоей, возлюбленный, Дикой Утки
писано тушью на рисовой тонкой бумаге, что дала мне императрица.
Почему-то вокруг все больше бумаги, все меньше риса".
II
"Дорога в тысячу ли начинается с одного
шага, - гласит пословица. Жалко, что от него
не зависит дорога обратно, превосходящая многократно
тысячу ли. Особенно отсчитывая от "о".
Одна ли тысяча ли, две ли тысячи ли -
тысяча означает, что ты сейчас вдали
от родимого крова, и зараза бессмысленности со слова
перекидывается на цифры; особенно на нули.
Ветер несет нас на Запад, как желтые семена
из лопнувшего стручка, - туда, где стоит Стена.
На фоне ее человек уродлив и страшен, как иероглиф,
как любые другие неразборчивые письмена.
Движенье в одну сторону превращает меня
в нечто вытянутое, как голова коня.
Силы, жившие в теле, ушли на трение тени
о сухие колосья дикого ячменя".
1977
При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на «Reshetoria.ru» обязательна. По всем возникающим вопросам пишите администратору.