На главнуюОбратная связьКарта сайта
Сегодня
22 ноября 2024 г.

Дурной признак, когда перестают понимать иронию, аллегорию, шутку

(Федор Достоевский)

Критика

Все произведения   Избранное - Серебро   Избранное - Золото

К списку произведений

из цикла "Разное"

Ожидание чуда (три рассказа Розы)

Небольшое вступление. Сознание (душа) - не зеркало. Скорее - кристалл. Положим, что есть два мира – внешний, воспринимаемый чувствами - природа, люди, искусство и внутренний - возникающий, как внешнего мира отражение, преломляющееся в живом кристалле сознания. Бесконечно много измерений в каждом мире. Вход (постижение) в любое новое измерение ощущается нами, как чудо. Более всего ярких (сильных) чудес происходит в детстве и в юности, когда внутренний мир формируется в ещё «чистом кристалле» и мы испытываем наслаждение (иногда - боль и страх, да), проникая в новые измерения в областях чувственной и интеллектуальной. Со временем кристалл наполняется, «густеет», всё меньше чудес приходит в него извне, все сложнее и «тоньше» становятся внутренние «переходы» (открытия), всё больше требуется сознательной работы (рефлексии) внутри кристалла, для того, чтобы снова испытывать наслаждение чудом, к которому привыкаем с детства. Мы порой сознательно ищем его вовне - в путешествиях , в людях, в новых занятиях, в искусстве. Иногда находим, но всё реже, и тогда тоскуем по нему. Но всегда подспудно ждем, надеемся (а вдруг?). Уникальность внутреннего мира влечет чувство одиночества, отчуждённости и тогда мы ищем выход к другому, родственному сознанию, стремимся рассказать (показать) другим свой мир или приобщиться к чужому, сделать его своей частью. Когда это удается, или нам кажется, что удается, то чудо происходит снова и мы счастливы. А если понимаем, что не удалось, что обманули или обманулись, испытываем горечь потери и непреодолимости, может быть, еще более глубокого одиночества. Вот простая схема, в рамках которой, я хочу говорить о рассказах Розы.

Три её рассказа и посвящены этому феномену, и сами по себе являются его частью. В каждом рассказе героиня постигает новое измерение мира, иногда – светлое, прекрасное, иногда - темное, злое и пытается вырваться из «одиночества».

Первый рассказ «Марина»
http://www.reshetoria.ru/user/Rosa/index.php?id=8753&page=1&ord=0
о женщине уже взрослой, которой случайное знакомство в интернете дает надежду на выход из будней внешней (вполне успешной) и внутренней (одинокой ) жизни в новое пространство, в любовь к человеку, который, как кажется Марине, и есть «родная душа». Раскрывается свежий, яркий мир и Марина счастлива. Может быть, он только придуман Мариной, потому что дальнейшие события возвращают её назад, потому что чудо, ожиданием которого она была счастлива, не происходит. И здесь заканчивается рассказ. На самом интересном месте. На самом интересном для меня. «Форточка» открылась и закрылась. И ничего более не произошло с Мариной? Мне этого мало. Я хочу моего, читательского чуда. Пожалуй, этот рассказ самый «бедный» из трёх.

Второй рассказ «Лока… Рона» http://www.reshetoria.ru/user/Rosa/index.php?id=12213&page=1&ord=0
богатый, психологичный, трепетный, живой. Здесь внутренний мир героини объяснен тонко и подробно (не одним лишь общим замечанием о кризисе среднего возраста, как в предыдущем рассказе). Трогательная история о толстой девочке, ушедшей в себя, внутренне очень одинокой (темная сила коснулась её души ), восторженно очарованной маркизой Анжеликой (вот оно – еще одно волшебное спасительное измерение), подготавливает другую историю, произошедшую с ней, уже взрослой женщиной, объясняет силу и яркость переживания светлой любви - состоявшегося, реального, не придуманного чуда. И снова отбрасывается героиня назад, в мир, бывший «до» - серый, обыденный, депрессивный. И снова на самом интересном для меня месте заканчивается рассказ. Значит, можно выйти из огня, не изменившись? Но, «что не убило, сделало сильнее». Нет? Или как то иначе? Я хочу знать. Я - читатель, требую своего чуда.

В третьем рассказе «Уборка территории и Чехов А.П.» http://www.reshetoria.ru/user/Rosa/index.php?id=20628&page=1&ord=0
нет классических, сильных переживаний. Вроде бы простая, но и немного странная история происходит с героиней, даже и не знавшей о том, что и она ждет чего-то необычного, что и она томится одиночеством своей особости. Так (опять же случайно), сходятся обстоятельства, что для неё одной, как в сказке, играется в театре Чехов (происходит приобщение миру придуманных Чеховым героев), и новое измерение открывается в ответ внутри неё. Случается двойное чудо, и для героини и для читателя.

Если дать рассказам номера по порядку написания – 1, 2, 3, то мастерство автора – рассказчика, несомненно, растет именно так 1, 2, 3. Если же все три рассказа связать одной героиней, то складывается впечатление, что рассказы написаны, как бы, задом наперёд. Первым должен был бы быть последний, вторым – первый, третьим – второй (3, 1, 2). Как- то так должна была бы проходить героиня свои и чудесные, и горькие испытания и превращения. Так видится.

Я не стала вдаваться в подробности текстов, потому что мне кажется, что общие размышления - о чём рассказы, сейчас для автора важнее, чем наблюдения о том, как они написаны.

Подчеркну также, что рассматриваю рассказы только в рамках моей схемы. Я сознательно не пишу о том, что выходит за эти рамки, чтобы попытаться яснее донести главное. Конечно, рассказы шире и объёмнее и прекрасны в них моменты прямого сопереживания происходящему, которые ценны сами по себе и очень удаются автору. Не пишу. Тем интереснее будет читать тем, кто с рассказами еще не знаком. А, может, кто-то захочет и перечитать.

Я перечла и не пожалела, ибо «приоткрылось», да, ибо «вступление» (вернемся к началу) и есть в большой степени результат переживаний и размышлений, порождённых рассказами Розы.


Автор:natasha
Опубликовано:05.02.2013 02:58
Создано:04.02.2013
Просмотров:7592
Рейтинг:176     Посмотреть
Комментариев:4
Добавили в Избранное:2
05.02.2013  Ed
05.02.2013  Rosa

Ваши комментарии

 05.02.2013 07:38   MitinVladimir  
За вступительную часть -в избранное! )
Рецензии также интересны, несомненно... Просто я хорошо знаком с этими рассказами Розы и, конечно же, у меня есть на их счёт своё мнение. Но... Пожалуй, перечитаю... )
 05.02.2013 15:19   natasha  Спасибо за важный коммент. Хочу сперва кое-что объяснить о себе. Это важно для понимания и рецки, наверное, тоже. Будучи математиком, я отчасти переношу способ работы над задачей на написание рецки. 1: ставлю задачу (долго думаю, ибо это главное – постановка задачи), 2: решаю её (думаю опять), 3: записываю решение, понимаю, что провралась, возвращаюсь к 2., понимаю, что плохо поставила задачу, возвращаюсь к 1., и далее процесс повторяется необходимое и достаточное число раз. И потому, может, как и в математике, окончательно записанное решение производит впечатление простоты задачи. Не математик (увы, мне), часто ставит задачу так: «надо написать рецензию», потом садится и пишет. Главный критерий удачи рецки для меня, это степень её ясности.
Благодаря Вашему комменту, я поняла, что нужно добавить. Нужно зациклить рецку. Счас добавлю. ))
 05.02.2013 16:03   MitinVladimir  с интересом прочитал Ваш ответ на свой комментарий... никогда не задумывался о возможности математического подхода к написанию произведений в прозе, в том числе и рецензий (в стихах это как раз - вынужденная необходимость, обусловленная жёсткостью формы)... любопытно... ну, да, Вы правы: рецензия ведь - это анализ! а аналитика - это строгость и чёткость... интересно! действительно, никогда об этом не задумывался (по причине совершенно другой специализации)...

"ибо «вступление» (вернемся к началу) и есть в большой степени результат переживаний и размышлений, порождённых рассказами Розы"(с) хорошо! ещё можно немного вернуться к кристаллу, который является стержнем вступительной части... и тогда выйдет абсолютно законченный и логичный венок (по форме)... имхо!

 05.02.2013 13:09   yaguapard  
Наташа, вне всяких похвал. Очень профессионально написано. Два из этих трех рассказов Розы не читал. Заинтриговали.

 06.02.2013 15:12   MitinVladimir  
И снова я Вам пишу… И снова под впечатлением Вашей работы. Интересная штука всё-таки жизнь и интересно значение в ней Слова. После Вашего произведения «Ветер», которое вызвало во мне такое сонмище чувств и ощущений, что мне казалось даже, что я не смогу их все пропустить через себя – не справлюсь, не выдюжу, и которое я воспринял настолько своим личным и сокровенным, что не стал его номинировать по причине ревности к постороннему мнению (рецензия, обсуждение, голосование), я почему-то был уверен, что второго такого попадания (во всяком случае, со стороны одного автора) просто быть не может. Но не зря, видимо, в народных рецептах «мёртвая» и «живая» вода используются (чтобы эффект был полноценным) - только в совокупности, последовательно друг за другом. Более того, оказалось, что оба флакончика - и с той, и с другой водой - находились в Ваших руках (применительно к моей душе, конечно). «Ветер» зарубцевал на ней раны (хотя, повторюсь – боль была адская!). А «Ожидание чуда» её воскресило. Поверьте, это не совсем метафора, Наташа. Знаете, я никак не мог понять – что же я вообще делаю на Решетории? То, что я автор - так это смешно даже обсуждать (если честно: и сам себя с творчеством никогда не отождествлял). Читатель? А кому нужны на литературном сайте читатели? Критические замечания коллег – да, нужны! А просто читатели – упаси боже. Так что же я тут искал? Ответ в Ваших словах: «Со временем кристалл наполняется, «густеет», всё меньше чудес приходит в него извне, все сложнее и «тоньше» становятся внутренние «переходы» (открытия)… Мы порой сознательно ищем его (чудо) вовне - в людях, в новых занятиях, в искусстве. Уникальность внутреннего мира влечет чувство одиночества, отчуждённости и тогда мы ищем выход к другому, родственному сознанию, стремимся рассказать (показать) другим свой мир или приобщиться к чужому, сделать его своей частью…». Мне хотелось рассказать другим свой мир или приобщиться к чужому миру, сделать его своей частью… Получилось ли? Не знаю. Думаю – отчасти. Но это и не важно! Получилось нечто более интересное и значимое для меня. Благодаря Розе (во-первых, потому что её рассказы послужили поводом к написанию Вашей статьи, а, во-вторых, благодаря её человеческим качествам (мне иногда кажется, что она живое воплощение нарицательного образа матери Терезы по доброте и чуткости к чужой боли) и благодаря Вам, написавшей эту статью - у меня исчезла сама потребность в поиске чужого мира с целью сделать его своей частью и исчезла потребность самому стать частью чьего-то чужого мира. Слова Вашей статьи вернули меня к самому себе и к тем, кого я люблю и ценю превыше всего. Исчезла мутность собственного кристалла. Возникает, конечно, вопрос: на долго ли? Я не знаю. Сколько пройдёт времени, пока кристалл замутнится вновь? Не знаю. Но сейчас - он чист! И для меня это очень важно. По этому поводу я и хотел сказать Вам - спасибо! И, пожалуй – откланяться…
 06.02.2013 15:58   natasha  Спасибо за... В общем, Вы замечательный. Даже испугало Ваше "откланяться".
Огорчило "То, что я автор - так это смешно даже обсуждать (если честно: и сам себя с творчеством никогда не отождествлял)". Во-первых, не смешно, почему бы и не обсудить. Во-вторых, отождествлять себя со своими стихами и не надо, это как-раз ошибка многих авторов. имхо. Наоборот, нужно уметь отрывать их от себя. Летите, голуби...:)
 06.02.2013 16:24   Sarah  Владимир, вы просто находка для всех нас. берегите себя.
 09.02.2013 16:21   Rosa  Володя...Милый...Ну, где же я, а где - мать Тереза...Неудобно даже.
За свою работу я получаю зарплату - в шекелях, на которые я покупаю всякую белиберду))))Бесплатно ничего не делаю - завистливая, ревнивая, злобная порой, мелочная, кошмар, в общем))))

 09.02.2013 16:24   Rosa  
Наташа, я Вам сразу и не ответила, но прочитала Вашу работу, стоя на одной ноге, опаздывая.

Воистину, красота - в глазах смотрящего.
Я даже и не поняла толком сама, что мои героини - родственницы, а Вы мне это объяснили...
Я не номинировала Ваше произведение лишь оттого, что итак уж, скромна сверх меры - напросилась на рецензию, получила похвалу, еще и номинация - было бы чересчур.
Какая Вы - славная!!!!!!
 09.02.2013 20:45   natasha  Роза, спасибо за тёплые слова.) А что до номинаций:), так Вы же знаете, я и сама себя могу, ежели приспичит. Это запросто.:)

Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться

Тихо, тихо ползи,
Улитка, по склону Фудзи,
Вверх, до самых высот!
Кобаяси Исса
Поиск по сайту

Новая Хоккура

Произведение Осени 2019

Мастер Осени 2019

Камертон