Каша в душе и на улице тоже каша.
Гончие птицы на небе клюют овёс
ближних созвездий, которыми мир украшен
по-новогоднему, чтоб Дед Мороз принёс
хлеба и зрелищ. И хватит, зачем нам больше -
в руки не влезет, ногами не обойти.
Мягкие тапочки, шаль и горячий борщик
и на экране привычный рекламный тик...
Вроде порядок, прогнозы вполне стабильны -
дождь с мокрым снегом, а к вечеру снег с дождём.
Только сидит в долгом ящике счастье-ссыльный,
дни на стене процарапывая гвоздём.
Каша в душе и на улице тоже каша.
И не поноешь, что холодно, никому.
Гончие птицы на небе хвостами машут,
чтоб отогнать надоедливых белых мух...
Это стихотворение — тонкая зарисовка состояния «эмоционального межсезонья», где внешняя слякоть зеркально отражает внутреннюю неопределенность.
Образный строй и метафоры
Центральный образ «каши» задает тон всему тексту. Это не только метеорологическое явление (грязь, мокрый снег), но и ментальный хаос. Метафора «гончих птиц», которые «клюют овес созвездий», придает обыденному небу налет сюрреализма, превращая серые облака в динамичное, почти мифологическое пространство. Образ «белых мух» (снега) в конце замыкает композицию, возвращая читателя из космоса в приземленную реальность.
Контраст быта и экзистенции
Вторая часть текста рисует портрет «мещанского уюта»: борщ, тапочки, шаль, рекламный «тик» телевизора. Это зона комфорта, граничащая с апатией. Автор иронизирует над запросом «хлеба и зрелищ», показывая, что современный человек ограничен своим физическим пространством («в руки не влезет»). Стабильность прогнозов здесь звучит не утешительно, а обреченно — как замкнутый круг «дождя со снегом».
Психологизм и финал
Самый сильный образ — «счастье-ссыльный» в долгом ящике. Это мощная персонификация похороненных надежд и задвинутых на второй план желаний. Метафора заключенного, который царапает дни гвоздем, превращает бытовую зарисовку в экзистенциальную драму. Счастье живо, но оно изолировано внутри человека, пока снаружи царит «каша».
Итог
Поэтессе удалось передать дух современного декаданса: когда всё «вроде в порядке», быт налажен, но за стерильностью прогнозов скрывается глубокое одиночество. Горькая ирония («и не поноешь») подчеркивает социальную изоляцию: в мире, где у каждого своя «каша», жаловаться на холод не принято. Это стихи о тихом отчаянии, упакованном в уютную шаль.
Эммм... Огромное спасибо за столь развёрнутый разбор!)
ИИ постарался?))
Знаете, мне тоже показалось, что ИИ помогает. А может, Сандро просто подражает ИИ. Но даже, если и помогает, всё равно интересно, мне кажется.
Да я и не спорю, что интересно)
Если это ИИ, то достаточно криво слепленный. "Каша" - это не метеорологическое явление, ибо метеорология - это только про природу, а в природе (за городом) такой каши нет. Быт - это часть экзистенции (то есть существования), поэтому не может являть с ней контраста. "Психологизм и финал" - странное название. Разве психологизм только в финале?
Впрочем, может быть, искусственный интеллектроника, ведь он берет человеческие фразы, в том числе ошибочные.
Вот у меня программа проверки орфографии исказила слово интеллект - тоже пример кривой работы.
Всё может быть)
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться
Тихо, тихо ползи, Улитка, по склону Фудзи, Вверх, до самых высот!
В оный день, когда над миром новым
Бог склонял лицо Свое, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.
И орел не взмахивал крылами,
Звезды жались в ужасе к луне,
Если, точно розовое пламя,
Слово проплывало в вышине.
А для низкой жизни были числа,
Как домашний, подъяремный скот,
Потому, что все оттенки смысла
Умное число передает.
Патриарх седой, себе под руку
Покоривший и добро и зло,
Не решаясь обратиться к звуку,
Тростью на песке чертил число.
Но забыли мы, что осиянно
Только слово средь земных тревог,
И в Евангельи от Иоанна
Сказано, что слово это Бог.
Мы ему поставили пределом
Скудные пределы естества,
И, как пчелы в улье опустелом,
Дурно пахнут мертвые слова.
При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на «Reshetoria.ru» обязательна. По всем возникающим вопросам пишите администратору.
Дизайн: Юлия Кривицкая
Продолжая работу с сайтом, Вы соглашаетесь с использованием cookie и политикой конфиденциальности. Файлы cookie можно отключить в настройках Вашего браузера.