специально для Решитории как стих года и автор года Бродский, по мотивом.
полёт кровати в пропасть кажется обычным
вот если бы, например, туда ухнул шкаф
или сковородка со шницелем
а тут кровать – летит к себе, ни одного ограничителя
как полигон для испытаний лаф
падать дальше некуда – ниже остался плинтус
заранее становится известно – что ей никто не откроет
дождь, который случился вчера - тёплый, прокис и хотел вниз
туда, где кровать с кладовщицей Зоей
и вечно пианизирующий Ференц Лист
Зоя тогда думала, лёжа на кровати, летящей в пропасть,
кто это – Ференц или Иоганн
ей было не всё равно с кем из них спать –
первый брал на октаву ниже, Себастьян же – первый из могикан
говорил на немецком – но пасаран
и вот кровать достигла дна пропасти, упала
сыграны вальсы, симфонии, кантаты
иногда кажется – как это мало
лететь в пропасть на кровати, когда нет виноватых
в том, что Зоя мечтала выступить в концертном зале.
Может быть, я поняла стих не так, как Вы задумали. Но так, как поняла - это - классно (для меня), черт возьми. Будто Вы оформили какие-то мои, неясные для меня самой, но очень важные переживания. Кроме того, очень по душе точный, синтаксически строгий (простой) рисунок (графика) стиха. Извините за невнятный (пока) коммент. Номинирую. Баллы за мной.
Огромное спасибо, Наталья, я очень ценю Ваши рецензии, не могли бы Вы из шорта их сюда дублировать, потому что для истории, буду собой любоваться, какой замечательный Снех.
И ещё снех Вам благодарен, что Вы так прекрасно умеете проникать в его тексты, хотя этого они совсем не достойны, но Снегу очень нравится. И совсем не потому, что рецензии положительного характера, а потому что Вы показываете мне новый взгляд на то, что у меня где-то в глубине, но я не могла понять, что это.
Низкий поклон и всяческие благодарности.
С удовольствием. Спасиб,Снег, приятно.))
-----------
Я плохо знаю русский авангард, и начальный, и нынешний, потому просто искала, а не подражает ли кому-нибудь Снег – может, всё это было. И не нашла. Это оригинально, сдается мне. Если неправа, поправьте. Очень хотелось бы, чтобы Игорь Кинокефаль откомментил, - он, мне кажется, в теме. Ясно, вроде, что стихи Снега растут из русского авангарда, в частности из Хармса. Но, когда читаю Хармса, плохо понимаю, потому, может быть, что та реальность, на которой стоят его стихи, уже далека, размыта временем, "ускользает из-под ног". Стих Снега опирается на «сегодня», близкое, понятное, начиная с летящей в пропасть кровати. Метафора, скажите. Конечно, метафора. Только почему-то последнее время все чаще натыкаюсь в инете (и не только) на оседающие вдруг дома. Подозреваю, что почти каждому, живущему в современной высотке, перед засыпанием в кровати, хоть раз да воображалось обрушение его дома, полет его с кроватью вниз, и «…что таки зацепится где-то, и спасусь, и спасу…». Многие стихи Снега - о гибели, о «малости», «ничтожности» человека, его жизни, мечты, И этот тоже.
Скажете, фи… - декаданс. Но, вот, что странно, энергетическая ироническая составляющая такая, что стих кажется почти симпатическим заклинанием против этой равнодушной, скучной силы. Откуда Снег берёт это, не ведомо. Только, по-моему, это удивительно.
Наташа, я нашла то, что Вы искали.
Сначала в бездну свалился стул,
потом - упала кровать,
потом - мой стол. Я его столкнул
сам. Не хочу скрывать.
Потом - учебник «Родная речь»,
фото, где вся моя семья.
Потом четыре стены и печь.
Остались пальто и я.
Прощай, дорогая. Сними кольцо,
выпиши вестник мод.
И можешь плюнуть тому в лицо,
кто место моё займёт.
1966
Бродский
Хотя в эпиграфе есть предупреждение, но теперь у меня создаётся стойкое ощущение плагиата. Прошу меня простить, что снех не оправдал Ваших надежд.
Неее, я не это искала. Я искала не плагиат (не смешите:))), а похожее, художественно. Действительно, самым близким показался Хармс. Никакого плагиата у Вас нет, по-моему. Ну, если уж так смущаетесь, то можно эпиграф взять, например, "Сначала в бездну свалился стул, потом - упала кровать,..", хотя, по-моему, совсем не обязательно.)
Да ужш. Жить не во ржи.
Ваще оч. напоминает Лапу Хармса. "Ангел Пантоста: Мария Ивановна, проснитесь, я вам доскажу свою мысль об осях." "Судя по тому, что говорил человек, он был явно покойник. Но, несмотря на это, он держал в руках подсвечник. Собственно говоря это и был Нил."
Спасибо, Игорь, нашла Лапу и её прочитала, правда вскользь, потому что слишком мудрёно. Но мне нравится, что Вы такое у меня подобное посмотрели, сравнивая Зою кладовщицу с Марией Ивановной.
Вообще там в эпиграфе написано, что это по мотивам Бродского. Когда-то я увидела стих его (всего два-три стиха этого автора мне довелось прочитать), там у него в стихе что-то падало в пропасть - то ли шкаф, то ли дерево. И долгое время такое событие вертелось в снежной голове и захотелось поэкспериментировать с Бродсковской идей, надеюсь, что не плагиат, всего лишь падение предмета в пропасть, вслед за которым много чего всякого разного ухнуло.
Спасибо Вам за отзыв и интересные сопоставления, мне было интересно.
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться
Тихо, тихо ползи, Улитка, по склону Фудзи, Вверх, до самых высот!
Словно пятна на белой рубахе,
проступали похмельные страхи,
да поглядывал косо таксист.
И химичил чего-то такое,
и почёсывал ухо тугое,
и себе говорил я «окстись».
Ты славянскими бреднями бредишь,
ты домой непременно доедешь,
он не призрак, не смерти, никто.
Молчаливый работник приварка,
он по жизни из пятого парка,
обыватель, водитель авто.
Заклиная мятущийся разум,
зарекался я тополем, вязом,
овощным, продуктовым, — трясло, —
ослепительным небом на вырост.
Бог не фраер, не выдаст, не выдаст.
И какое сегодня число?
Ничего-то три дня не узнает,
на четвёртый в слезах опознает,
ну а юная мисс между тем,
проезжая по острову в кэбе,
заприметит явление в небе:
кто-то в шашечках весь пролетел.
2
Усыпала платформу лузгой,
удушала духами «Кармен»,
на один вдохновляла другой
с перекрёстною рифмой катрен.
Я боюсь, она скажет в конце:
своего ты стыдился лица,
как писал — изменялся в лице.
Так меняется у мертвеца.
То во образе дивного сна
Амстердам, и Стокгольм, и Брюссель
то бессонница, Танька одна,
лесопарковой зоны газель.
Шутки ради носила манок,
поцелуй — говорила — сюда.
В коридоре бесился щенок,
но гулять не спешили с утра.
Да и дружба была хороша,
то не спички гремят в коробке —
то шуршит в коробке анаша
камышом на волшебной реке.
Удалось. И не надо му-му.
Сдачи тоже не надо. Сбылось.
Непостижное, в общем, уму.
Пролетевшее, в общем, насквозь.
3
Говори, не тушуйся, о главном:
о бретельке на тонком плече,
поведенье замка своенравном,
заточённом под коврик ключе.
Дверь откроется — и на паркете,
растекаясь, рябит светотень,
на жестянке, на стоптанной кеде.
Лень прибраться и выбросить лень.
Ты не знала, как это по-русски.
На коленях держала словарь.
Чай вприкуску. На этой «прикуске»
осторожно, язык не сломай.
Воспалённые взгляды туземца.
Танцы-шманцы, бретелька, плечо.
Но не надо до самого сердца.
Осторожно, не поздно ещё.
Будьте бдительны, юная леди.
Образумься, дитя пустырей.
На рассказ о счастливом билете
есть у Бога рассказ постарей.
Но, обнявшись над невским гранитом,
эти двое стоят дотемна.
И матрёшка с пятном знаменитым
на Арбате приобретена.
4
«Интурист», телеграф, жилой
дом по левую — Боже мой —
руку. Лестничный марш, ступень
за ступенью... Куда теперь?
Что нам лестничный марш поёт?
То, что лестничный всё пролёт.
Это можно истолковать
в смысле «стоит ли тосковать?».
И ещё. У Никитских врат
сто на брата — и чёрт не брат,
под охраною всех властей
странный дом из одних гостей.
Здесь проездом томился Блок,
а на память — хоть шерсти клок.
Заключим его в медальон,
до отбитых краёв дольём.
Боже правый, своим перстом
эти крыши пометь крестом,
аки крыши госпиталей.
В день назначенный пожалей.
5
Через сиваш моей памяти, через
кофе столовский и чай бочковой,
через по кругу запущенный херес
в дебрях черёмухи у кольцевой,
«Баней» Толстого разбуженный эрос,
выбор профессии, путь роковой.
Тех ещё виршей первейшую читку,
страшный народ — борода к бороде,
слух напрягающий. Небо с овчинку,
сомнамбулический ход по воде.
Через погост раскусивших начинку.
Далее, как говорится, везде.
Знаешь, пока все носились со мною,
мне предносилось виденье твоё.
Вот я на вороте пятна замою,
переменю торопливо бельё.
Радуйся — ангел стоит за спиною!
Но почему опершись на копьё?
1991
При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на «Reshetoria.ru» обязательна. По всем возникающим вопросам пишите администратору.