Начинаешь курить, чтобы доказать, что ты мужчина. Потом пытаешься бросить курить, чтобы доказать, что ты мужчина
(Жорж Сименон)
Мейнстрим
27.07.2018
Футурист вписался в инстаграм
В Москве работает выставка «Владимир Маяковский. Там и у нас», посвященная юбилею поэта...
В Доме Остроухова в Трубниковском переулке с 25 июля по 10 октября работает выставка «Владимир Маяковский. Там и у нас», посвященная 125-летию со дня рождения поэта. В экспозицию вошли документы, фотографии, журналы, иллюстрации, открытки и многое другое, причем некоторые экспонаты демонстрируются впервые. Однако главной особенностью данной экспозиции является ее оформление в стиле «Instagram».
С 1922-го по 1929 год Маяковский совершил девять зарубежных поездок, посетив Ригу, Париж, Берлин и другие европейские столицы. Самой длительным из его путешествий стала поездка в Америку в 1925 году.
«Маяковский очень четко фиксирует все свои впечатления, все свои ощущения от поездок. Это действительно сравнимо с соцсетями, — цитирует новостная лента агентства ТАСС куратора выставки Марину Краснову. — Приезжая куда-то, мы быстро фиксируем, выкладываем то, что происходит. Маяковский делал то же самое, только с помощью своих выступлений, и очень широко рассказывал всему Советскому Союзу».
Каждый зал соответствует посещенному городу. В каждом зале есть карты-схемы перемещений Маяковского в разных городах. Цитаты путешественника оформлены в виде микроблога — сообщение и комментарии к нему как самого Владимира Владимировича, так и его современников: Лили Брик, Анатолия Луначарского, Романа Якобсона, Майкла Голда и прочих «пользователей». Записи со знанием дела снабжены оригинальными хэштегами вроде #едупервымклассом, #вотэтотропики, #подарокдлялили, #танцыдоутра, #денегнет.
Выступая перед журналистами, Марина Краснова отметила, что главный герой выставки вполне вписывается в интернет-формат, о чем свидетельствует, в частности, его манера не откладывать впечатления в долгий ящик. «Во время поездок Маяковский достаточно быстро реагирует, — сказала она. — Например, здесь представлена рукопись “Атлантический океан”, которую он написал уже на пути в Америку. Думаю, если бы у него был интернет, он бы выложил ее в ту же секунду».
«Культурные программы» поездок, включавшие в себя знакомства и общение с творческой интеллигенцией и эмигрантами, а также отдых собраны в отдельном зале. Там же представлены подарки, привезенные сестрам Ольге и Людмиле.
В рамках выставки запланированы творческий вечер Вениамина Смехова, кураторские показы и пешеходные экскурсии по Москве Маяковского, тематические лекции от ведущих специалистов по творчеству Маяковского и популярных travel-блогеров, детские программы и мастер-классы, фестивали, посвященные культуре и искусству Германии и Мексики 1920-х годов.
Партнерами выставки выступили Государственный музей В. В. Маяковского, Российский государственный архив литературы и искусства, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Государственный архив Российской Федерации, Музей архитектуры им. А. В. Щусева, Мультимедиа Арт музей.
Той ночью позвонили невпопад.
Я спал, как ствол, а сын, как малый веник,
И только сердце разом – на попа,
Как пред войной или утерей денег.
Мы с сыном живы, как на небесах.
Не знаем дней, не помним о часах,
Не водим баб, не осуждаем власти,
Беседуем неспешно, по мужски,
Включаем телевизор от тоски,
Гостей не ждем и уплетаем сласти.
Глухая ночь, невнятные дела.
Темно дышать, хоть лампочка цела,
Душа блажит, и томно ей, и тошно.
Смотрю в глазок, а там белым-бела
Стоит она, кого там нету точно,
Поскольку третий год, как умерла.
Глядит – не вижу. Говорит – а я
Оглох, не разбираю ничего –
Сам хоронил! Сам провожал до ямы!
Хотел и сам остаться в яме той,
Сам бросил горсть, сам укрывал плитой,
Сам резал вены, сам заштопал шрамы.
И вот она пришла к себе домой.
Ночь нежная, как сыр в слезах и дырах,
И знаю, что жена – в земле сырой,
А все-таки дивлюсь, как на подарок.
Припомнил все, что бабки говорят:
Мол, впустишь, – и с когтями налетят,
Перекрестись – рассыплется, как пудра.
Дрожу, как лес, шарахаюсь, как зверь,
Но – что ж теперь? – нашариваю дверь,
И открываю, и за дверью утро.
В чужой обувке, в мамином платке,
Чуть волосы длинней, чуть щеки впали,
Без зонтика, без сумки, налегке,
Да помнится, без них и отпевали.
И улыбается, как Божий день.
А руки-то замерзли, ну надень,
И куртку ей сую, какая ближе,
Наш сын бормочет, думая во сне,
А тут – она: то к двери, то к стене,
То вижу я ее, а то не вижу,
То вижу: вот. Тихонечко, как встарь,
Сидим на кухне, чайник выкипает,
А сердце озирается, как тварь,
Когда ее на рынке покупают.
Туда-сюда, на край и на краю,
Сперва "она", потом – "не узнаю",
Сперва "оно", потом – "сейчас завою".
Она-оно и впрямь, как не своя,
Попросишь: "ты?", – ответит глухо: "я",
И вновь сидит, как ватник с головою.
Я плед принес, я переставил стул.
(– Как там, темно? Тепло? Неволя? Воля?)
Я к сыну заглянул и подоткнул.
(– Спроси о нем, о мне, о тяжело ли?)
Она молчит, и волосы в пыли,
Как будто под землей на край земли
Все шла и шла, и вышла, где попало.
И сидя спит, дыша и не дыша.
И я при ней, реша и не реша,
Хочу ли я, чтобы она пропала.
И – не пропала, хоть перекрестил.
Слегка осела. Малость потемнела.
Чуть простонала от утраты сил.
А может, просто руку потянула.
Еще немного, и проснется сын.
Захочет молока и колбасы,
Пройдет на кухню, где она за чаем.
Откроет дверь. Потом откроет рот.
Она ему намажет бутерброд.
И это – счастье, мы его и чаем.
А я ведь помню, как оно – оно,
Когда полгода, как похоронили,
И как себя положишь под окно
И там лежишь обмылком карамели.
Как учишься вставать топ-топ без тапок.
Как регулировать сердечный топот.
Как ставить суп. Как – видишь? – не курить.
Как замечать, что на рубашке пятна,
И обращать рыдания обратно,
К источнику, и воду перекрыть.
Как засыпать душой, как порошком,
Недавнее безоблачное фото, –
УмнУю куклу с розовым брюшком,
Улыбку без отчетливого фона,
Два глаза, уверяющие: "друг".
Смешное платье. Очертанья рук.
Грядущее – последнюю надежду,
Ту, будущую женщину, в раю
Ходящую, твою и не твою,
В посмертную одетую одежду.
– Как добиралась? Долго ли ждала?
Как дом нашла? Как вспоминала номер?
Замерзла? Где очнулась? Как дела?
(Весь свет включен, как будто кто-то помер.)
Поспи еще немного, полчаса.
Напра-нале шаги и голоса,
Соседи, как под радио, проснулись,
И странно мне – еще совсем темно,
Но чудно знать: как выглянешь в окно –
Весь двор в огнях, как будто в с е вернулись.
Все мамы-папы, жены-дочеря,
Пугая новым, радуя знакомым,
Воскресли и вернулись вечерять,
И засветло являются знакомым.
Из крематорской пыли номерной,
Со всех погостов памяти земной,
Из мглы пустынь, из сердцевины вьюги, –
Одолевают внешнюю тюрьму,
Переплывают внутреннюю тьму
И заново нуждаются друг в друге.
Еще немного, и проснется сын.
Захочет молока и колбасы,
Пройдет на кухню, где сидим за чаем.
Откроет дверь. Потом откроет рот.
Жена ему намажет бутерброд.
И это – счастье, а его и чаем.
– Бежала шла бежала впереди
Качнулся свет как лезвие в груди
Еще сильней бежала шла устала
Лежала на земле обратно шла
На нет сошла бы и совсем ушла
Да утро наступило и настало.
При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на «Reshetoria.ru» обязательна. По всем возникающим вопросам пишите администратору.