| 
     
Хорошо смеется человек — значит хороший человек (Федор Достоевский) 
Мейнстрим 
03.03.2015 Объявлен шорт-лист IPAFОбъявлен короткий список Международной литературной премии в области арабской художественной литературы...  В Касабланке в середине февраля объявлен короткий список Международной литературной премии в области арабской художественной литературы (IPAF), известной также как «Арабский Букер». 
Характерной особенностью этой награды, присуждаемой с 2009 года тем же фондом, который вручает британский «Букер», и призванной привлечь внимание к литературе арабского мира за пределами региона, является ее непредсказуемость — зачастую предпочтения организаторов отдаются молодым, малоизвестным авторам. 
В шорт-лист текущего сезона вошли Атеф Абу Саиф (Палестина), Яна Эльхассан (Ливан), Лина Эльхассан (Сирия), Шукри аль-Мабхут (Тунис), Ахмед аль-Мадини (Марокко) и Хаммур Зайада (Сирия). Троим из шести финалистов меньше сорока, а 53-летний романист из Туниса является дебютантом. 
Победитель «Арабского Букера» будет объявлен в Абу-Даби 6 мая, накануне Международной книжной ярмарки (Abu Dhabi international book fair) и получит приз в размере 50 тысяч долларов. 
Лауреатом IPAF 2014 года стал Ахмед Саадави с романом «Франкенштейн из Багдада». 
  Читайте в этом же разделе: 03.03.2015 Опубликована переписка Агаты Кристи 03.03.2015 На Алтае проводят викторину 02.03.2015 Диктант напишут при свете фонаря 02.03.2015 «Большая книга» готовит лонг-лист 02.03.2015 «Верлибр» открыл второй сезон
  К списку 
 Комментарии    Оставить комментарий
    Чтобы написать сообщение, пожалуйста, пройдите Авторизацию или Регистрацию. 
      | 
    
        
          Тихо, тихо ползи, Улитка, по склону Фудзи, Вверх, до самых высот! 
Кобаяси Исса  		  
            
          
                      
	        
 Авторизация 
 Камертон
Здесь, на земле, 
где я впадал то в истовость, то в ересь, 
где жил, в чужих воспоминаньях греясь, 
как мышь в золе, 
где хуже мыши 
глодал петит родного словаря, 
тебе чужого, где, благодаря 
тебе, я на себя взираю свыше, 
 
уже ни в ком 
не видя места, коего глаголом 
коснуться мог бы, не владея горлом, 
давясь кивком 
звонкоголосой падали, слюной 
кропя уста взамен кастальской влаги, 
кренясь Пизанской башнею к бумаге 
во тьме ночной, 
 
тебе твой дар 
я возвращаю – не зарыл, не пропил; 
и, если бы душа имела профиль, 
ты б увидал, 
что и она 
всего лишь слепок с горестного дара, 
что более ничем не обладала, 
что вместе с ним к тебе обращена. 
 
Не стану жечь 
тебя глаголом, исповедью, просьбой, 
проклятыми вопросами – той оспой, 
которой речь 
почти с пелен 
заражена – кто знает? – не тобой ли; 
надежным, то есть, образом от боли 
ты удален. 
 
Не стану ждать 
твоих ответов, Ангел, поелику 
столь плохо представляемому лику, 
как твой, под стать, 
должно быть, лишь 
молчанье – столь просторное, что эха 
в нем не сподобятся ни всплески смеха, 
ни вопль: «Услышь!» 
 
Вот это мне 
и блазнит слух, привыкший к разнобою, 
и облегчает разговор с тобою 
наедине. 
В Ковчег птенец, 
не возвратившись, доказует то, что 
вся вера есть не более, чем почта 
в один конец. 
 
Смотри ж, как, наг 
и сир, жлоблюсь о Господе, и это 
одно тебя избавит от ответа. 
Но это – подтверждение и знак, 
что в нищете 
влачащий дни не устрашится кражи, 
что я кладу на мысль о камуфляже. 
Там, на кресте, 
 
не возоплю: «Почто меня оставил?!» 
Не превращу себя в благую весть! 
Поскольку боль – не нарушенье правил: 
страданье есть 
способность тел, 
и человек есть испытатель боли. 
Но то ли свой ему неведом, то ли 
ее предел.  
 
___ 
 
 
 
Здесь, на земле, 
все горы – но в значении их узком - 
кончаются не пиками, но спуском 
в кромешной мгле, 
и, сжав уста, 
стигматы завернув свои в дерюгу, 
идешь на вещи по второму кругу, 
сойдя с креста. 
 
Здесь, на земле, 
от нежности до умоисступленья 
все формы жизни есть приспособленье. 
И в том числе 
взгляд в потолок 
и жажда слиться с Богом, как с пейзажем, 
в котором нас разыскивает, скажем, 
один стрелок. 
 
Как на сопле, 
все виснет на крюках своих вопросов, 
как вор трамвайный, бард или философ - 
здесь, на земле, 
из всех углов 
несет, как рыбой, с одесной и с левой 
слиянием с природой или с девой 
и башней слов! 
 
Дух-исцелитель! 
Я из бездонных мозеровских блюд 
так нахлебался варева минут 
и римских литер, 
что в жадный слух, 
который прежде не был привередлив, 
не входят щебет или шум деревьев - 
я нынче глух. 
 
О нет, не помощь 
зову твою, означенная высь! 
Тех нет объятий, чтоб не разошлись 
как стрелки в полночь. 
Не жгу свечи, 
когда, разжав железные объятья, 
будильники, завернутые в платья, 
гремят в ночи! 
 
И в этой башне, 
в правнучке вавилонской, в башне слов, 
все время недостроенной, ты кров 
найти не дашь мне! 
Такая тишь 
там, наверху, встречает златоротца, 
что, на чердак карабкаясь, летишь 
на дно колодца. 
 
Там, наверху - 
услышь одно: благодарю за то, что 
ты отнял все, чем на своем веку 
владел я. Ибо созданное прочно, 
продукт труда 
есть пища вора и прообраз Рая, 
верней – добыча времени: теряя 
(пусть навсегда) 
 
что-либо, ты 
не смей кричать о преданной надежде: 
то Времени, невидимые прежде, 
в вещах черты 
вдруг проступают, и теснится грудь 
от старческих морщин; но этих линий - 
их не разгладишь, тающих как иней, 
коснись их чуть. 
 
Благодарю... 
Верней, ума последняя крупица 
благодарит, что не дал прилепиться 
к тем кущам, корпусам и словарю, 
что ты не в масть 
моим задаткам, комплексам и форам 
зашел – и не предал их жалким формам 
меня во власть.  
 
___ 
 
 
 
Ты за утрату 
горазд все это отомщеньем счесть, 
моим приспособленьем к циферблату, 
борьбой, слияньем с Временем – Бог весть! 
Да полно, мне ль! 
А если так – то с временем неблизким, 
затем что чудится за каждым диском 
в стене – туннель. 
 
Ну что же, рой! 
Рой глубже и, как вырванное с мясом, 
шей сердцу страх пред грустною порой, 
пред смертным часом. 
Шей бездну мук, 
старайся, перебарщивай в усердьи! 
Но даже мысль о – как его! – бессмертьи 
есть мысль об одиночестве, мой друг. 
 
Вот эту фразу 
хочу я прокричать и посмотреть 
вперед – раз перспектива умереть 
доступна глазу - 
кто издали 
откликнется? Последует ли эхо? 
Иль ей и там не встретится помеха, 
как на земли? 
 
Ночная тишь... 
Стучит башкой об стол, заснув, заочник. 
Кирпичный будоражит позвоночник 
печная мышь. 
И за окном 
толпа деревьев в деревянной раме, 
как легкие на школьной диаграмме, 
объята сном. 
 
Все откололось... 
И время. И судьба. И о судьбе... 
Осталась только память о себе, 
негромкий голос. 
Она одна. 
И то – как шлак перегоревший, гравий, 
за счет каких-то писем, фотографий, 
зеркал, окна, - 
 
исподтишка... 
и горько, что не вспомнить основного! 
Как жаль, что нету в христианстве бога - 
пускай божка - 
воспоминаний, с пригоршней ключей 
от старых комнат – идолища с ликом 
старьевщика – для коротанья слишком 
глухих ночей. 
 
Ночная тишь. 
Вороньи гнезда, как каверны в бронхах. 
Отрепья дыма роются в обломках 
больничных крыш. 
Любая речь 
безадресна, увы, об эту пору - 
чем я сумел, друг-небожитель, спору 
нет, пренебречь. 
 
Страстная. Ночь. 
И вкус во рту от жизни в этом мире, 
как будто наследил в чужой квартире 
и вышел прочь! 
И мозг под током! 
И там, на тридевятом этаже 
горит окно. И, кажется, уже 
не помню толком, 
 
о чем с тобой 
витийствовал – верней, с одной из кукол, 
пересекающих полночный купол. 
Теперь отбой, 
и невдомек, 
зачем так много черного на белом? 
Гортань исходит грифелем и мелом, 
и в ней – комок 
 
не слов, не слез, 
но странной мысли о победе снега - 
отбросов света, падающих с неба, - 
почти вопрос. 
В мозгу горчит, 
и за стеною в толщину страницы 
вопит младенец, и в окне больницы 
старик торчит. 
 
Апрель. Страстная. Все идет к весне. 
Но мир еще во льду и в белизне. 
И взгляд младенца, 
еще не начинавшего шагов, 
не допускает таянья снегов. 
Но и не деться 
от той же мысли – задом наперед - 
в больнице старику в начале года: 
он видит снег и знает, что умрет 
до таянья его, до ледохода. 
 
 март – апрель 1970  
  
 | 
         
        |