|
Нет у нас обязанности, которую бы мы так недооценивали, как обязанность быть счастливым (Роберт Стивенсон)
Шкатулка
22.03.2009 |
Единственный шанс |
Перебирать дела и предметы, словно трогать словами — фирменный стиль Фиалки. Не знаю как вы, а я тронут этим верлибром.
Иллюстрация: «Теплая ночь» ephemeralin
sumire
...быть тронутой
утром
перебирала сухие подробнее |
20.03.2009 |
Начать с нуля |
Еще старик Фрейд писал, что наши бессознательные поступки соответствуют нашим тайным желаниям. Думаю, даже самые яростные критики прадедушки современного психоанализа не будут спорить с этим утверждением. Рискну предположить, что именно тайное желание подробнее |
19.03.2009 |
Круглый март |
Душевно Антц закруглил март, очень душевно. Зашел на отекающий луг, слепил эдакий весенний снежок из свежего балдежа и возвышенных чувств, и запустил вроде наугад — «непонятно кому неизвестно зачем». А попал, как это часто бывает, в подробнее |
19.03.2009 |
Звезды-вишни |
Нежное, красивое стихотворение с сильными, незабываемыми образами. Только кто он, герой стихотворения, тот который незаметен? Сразу вспоминается «За ней не поспеть», где автор также утаивает от читателя имя ее. Недосказанность — один из подробнее |
18.03.2009 |
Звезды и последняя точка |
Парадокс: тема неразделенной любви стара как мир, и в то же время никогда не устаревает. Что за дело человеку до древностей мира, когда у него самого есть свой мир; своя вселенная со своими звездами, планетами, черными дырами? И та, которая, подробнее |
17.03.2009 |
О бобыле и золотой рыбке |
Тут впору вспомнить притчу о мудреце, ответившем на вопрос надо ли жениться: «поступай как хочешь — все равно потом пожалеешь».
Думаю, что легкая и остроумная, но очень жизненная версия сказки о золотой рыбке заслуживает места в подробнее |
15.03.2009 |
Город-мышь |
Весенний город, грызущий снег, словно мышь грызет сыр. Зима закончилась, так почему же так холодно? Врет календарь? Да ведь это март — самый переменчивый месяц весны. Придет еще настоящая весна, и серый город скинет свой мышиный подробнее |
14.03.2009 |
Зимние дожди |
Нынешняя неразбериха с погодой созвучна с неразберихой в человеческих отношениях, где не «отделить истину от лжи».
Иллюстрация: Виктор Фадеев «Первый снег»
ole
брату (оборотка подробнее |
11.03.2009 |
Колючие граффити стен |
Как заметил Борис Фэрр, «граффити стен» звучит странно, парадоксально. Но, разве вся поэзия не построена на странностях, парадоксах и нелепостях нашего языка и нашего мышления? Не пугайтесь странностей — это просто подробнее |
10.03.2009 |
Это когда |
Следуя давней традиции, размещаю в Шкатулке два стихотворения, из коих второе — оборотка первого. Первое — кричащее, полное боли, второе — светлое, жизнеутверждающее. «Это когда» Кристины было опубликовано на Решетории подробнее |
09.03.2009 |
В самолете |
Иллюзорная близость к небу, фальшивый рай для богатых стариков, забывших о том, что они здесь временно. Единственное, с чем я бы я поспорил, это с последними строчками. Ведь когда падает и разбивается самолет, нет никакой разницы, летел ты в подробнее |
06.03.2009 |
Горящая ночь |
Бывают стихи, которые пронзают. И пусть критики пытаются выцедить технические погрешности и неточности — бессмысленный труд. Их не видно за мощными волнами стихотворения.
«Ангел Белого Города» — это не только произведение о подробнее |
02.03.2009 |
И снова о весне |
И снова два стихотворения о весне. Необыкновенно красивая и немного грустная весна Валерия Волкова. И, звонкая, беззаботная весна Романа Точилина.
Иллюстрация: Kutsya «солнце в подробнее |
01.03.2009 |
Первые мартовские |
Сегодня первый день весны (которая в России больше чем весна); первый день самого юного, самого кошачьего и самого женского месяца года. И, конечно, не только в честь начала марта эти два живых, солнечных стихотворения достойны украсить подробнее |
28.02.2009 |
Длинноухий герой |
В каждом из нас есть свой внутренний волк и свой внутренний заяц. Этакий симпатичный, в меру нахальный зайка, который боится «хамов, начальства, дантистов, милиции», но вместо яблок предпочитает французский коньяк.
И странно, что на веселый подробнее |
26.02.2009 |
Немного о Москве |
Мысли, в общем-то, просты и знакомы: Москва слезам не верит, надеяться надо только на себя. Не могут не подкупать мастерски выполненные «живые картинки».
Иллюстрация: Борис Булгаков «В ночном подробнее |
24.02.2009 |
Рыбалка на Фонтанке |
Пусть говорят, что нельзя войти в одну реку дважды (стало быть, и ловить рыбу в ней дважды нельзя). Но, поспорю с мудрым греком: в воспоминаниях можно, особенно если это река из детства.
Иллюстрация: Птица подробнее |
21.02.2009 |
Симптом любви |
Все-таки интересно, что такое сны? В детстве цветные и яркие, в зрелости, обычно, скучные и черно-белые. Мы мельчаем, и сны мельчают вместе с нами. Но, может, мы просто не умеем их смотреть?
Иллюстрация: Александр Куцкий подробнее |
21.02.2009 |
Умолкшие циклоны |
Отшумели бури и метели, ушло сияние великой эпохи. Но вся так же кипит сирень на московских бульварах. И ночная звезда не говорит с звездою, а молча указывает путь страннику.
Иллюстрация: подробнее |
16.02.2009 |
О братьях полосатых |
Любовь к животным — особая тема, роднящая совершенно разных поэтов. Парадокс в том, что чем лучше человек относится к зверям, тем больше в нем человеческого (и наоборот). Должно быть, без животных человек не может понять, обрести себя. А если так, подробнее |
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Архив |
Тихо, тихо ползи, Улитка, по склону Фудзи, Вверх, до самых высот!
Кобаяси Исса
Авторизация
Камертон
А.Т.Т.
1.
Небо.
Горы.
Небо.
Горы.
Необъятные просторы с недоступной высоты. Пашни в шахматном порядке, три зеленые палатки, две случайные черты. От колодца до колодца желтая дорога вьется, к ней приблизиться придется - вот деревья и кусты. Свист негромкий беззаботный, наш герой, не видный нам, движется бесповоротно. Кадры, в такт его шагам, шарят взглядом флегматичным по окрестностям, типичным в нашей средней полосе. Тут осина, там рябина, вот и клен во всей красе.
Зелень утешает зренье. Монотонное движенье даже лучше, чем покой, успокаивает память. Время мерится шагами. Чайки вьются над рекой. И в зеленой этой гамме...
- Стой.
Он стоит, а оператор, отделяясь от него, методично сводит в кадр вид героя своего. Незавидная картина: неопрятная щетина, второсортный маскхалат, выше меры запыленный. Взгляд излишне просветленный, неприятный чем-то взгляд.
Зритель видит дезертира, беглеца войны и мира, видит словно сквозь прицел. Впрочем, он покуда цел. И глухое стрекотанье аппарата за спиной - это словно обещанье, жизнь авансом в час длиной. Оттого он смотрит чисто, хоть не видит никого, что рукою сценариста сам Господь хранит его. Ну, обыщут, съездят в рожу, ну, поставят к стенке - все же, поразмыслив, не убьют. Он пойдет, точней, поедет к окончательной победе...
Впрочем, здесь не Голливуд. Рассуждением нехитрым нас с тобой не проведут.
Рожа.
Титры.
Рожа.
Титры.
Тучи по небу плывут.
2.
Наш герой допущен в банду на урезанных правах. Банда возит контрабанду - это знаем на словах. Кто не брезгует разбоем, отчисляет в общий фонд треть добычи. Двое-трое путешествуют на фронт, разживаясь там оружьем, камуфляжем и едой. Чужд вражде и двоедушью мир общины молодой.
Каждый здесь в огне пожарищ многократно выживал потому лишь, что товарищ его спину прикрывал. В темноте и слепоте мы будем долго прозябать... Есть у нас, однако, темы, что неловко развивать.
Мы ушли от киноряда - что ж, тут будет череда экспозиций то ли ада, то ли страшного суда. В ракурсе, однако, странном пусть их ловит объектив, параллельно за экраном легкий пусть звучит мотив.
Как вода течет по тверди, так и жизнь течет по смерти, и поток, не видный глазу, восстанавливает мир. Пусть непрочны стены храма, тут идет другая драма, то, что Гамлет видит сразу, ищет сослепу Шекспир.
Вечер.
Звезды.
Синий полог.
Пусть не Кубрик и не Поллак, а отечественный мастер снимет синий небосклон, чтоб дышал озоном он. Чтоб душа рвалась на части от беспочвенного счастья, чтоб кололи звезды глаз.
Наш герой не в первый раз в тень древесную отходит, там стоит и смотрит вдаль. Ностальгия, грусть, печаль - или что-то в том же роде.
Он стоит и смотрит. Боль отступает понемногу. Память больше не свербит. Оператор внемлет Богу. Ангел по небу летит. Смотрим - то ль на небо, то ль на кремнистую дорогу.
Тут подходит атаман, сто рублей ему в карман.
3.
- Табачку?
- Курить я бросил.
- Что так?
- Смысла в этом нет.
- Ну смотри. Наступит осень, наведет тут марафет. И одно у нас спасенье...
- Непрерывное куренье?
- Ты, я вижу, нигилист. А представь - стоишь в дозоре. Вой пурги и ветра свист. Вахта до зари, а зори тут, как звезды, далеки. Коченеют две руки, две ноги, лицо, два уха... Словом, можешь сосчитать. И становится так глухо на душе, твою, блин, мать! Тут, хоть пальцы плохо гнутся, хоть морзянкой зубы бьются, достаешь из закутка...
- Понимаю.
- Нет. Пока не попробуешь, не сможешь ты понять. Я испытал под огнем тебя. Ну что же, смелость - тоже капитал. Но не смелостью единой жив пожизненный солдат. Похлебай болотной тины, остуди на льдине зад. Простатиты, геморрои не выводят нас из строя. Нам и глист почти что брат.
- А в итоге?
- Что в итоге? Час пробьет - протянешь ноги. А какой еще итог? Как сказал однажды Блок, вечный бой. Покой нам только... да не снится он давно. Балерине снится полька, а сантехнику - говно. Если обратишь вниманье, то один, блин, то другой затрясет сквозь сон ногой, и сплошное бормотанье, то рычанье, то рыданье. Вот он, братец, вечный бой.
- Страшно.
- Страшно? Бог с тобой. Среди пламени и праха я искал в душе своей теплую крупицу страха, как письмо из-за морей. Означал бы миг испуга, что жива еще стезя...
- Дай мне закурить. Мне...
- Туго? То-то, друг. В бою без друга ну, практически, нельзя. Завтра сходим к федералам, а в четверг - к боевикам. В среду выходной. Авралы надоели старикам. Всех патронов не награбишь...
- И в себя не заберешь.
- Ловко шутишь ты, товарищ, тем, наверно, и хорош. Славно мы поговорили, а теперь пора поспать. Я пошел, а ты?
- В могиле буду вволю отдыхать.
- Снова шутишь?
- Нет, пожалуй.
- Если нет, тогда не балуй и об этом помолчи. Тут повалишься со стула - там получишь три отгула, а потом небесный чин даст тебе посмертный номер, так что жив ты или помер...
- И не выйдет соскочить?
- Там не выйдет, тут - попробуй. В добрый час. Но не особо полагайся на пейзаж. При дворе и на заставе - то оставят, то подставят; тут продашь - и там продашь.
- Я-то не продам.
- Я знаю. Нет таланта к торговству. Погляди, луна какая! видно камни и траву. Той тропинкой близко очень до Кривого арыка. В добрый час.
- Спокойной ночи. Может, встретимся.
- Пока.
4.
Ночи и дни коротки - как же возможно такое? Там, над шуршащей рекою, тают во мгле огоньки. Доски парома скрипят, слышится тихая ругань, звезды по Млечному кругу в медленном небе летят. Шлепает где-то весло, пахнет тревогой и тиной, мне уже надо идти, но, кажется, слишком светло.
Контуром черным камыш тщательно слишком очерчен, черным холстом небосвод сдвинут умеренно вдаль, жаворонок в трех шагах как-то нелепо доверчив, в теплой и мягкой воде вдруг отражается сталь.
Я отступаю на шаг в тень обессиленной ивы, только в глубокой тени мне удается дышать. Я укрываюсь в стволе, чтоб ни за что не смогли вы тело мое опознать, душу мою удержать.
Ибо становится мне тесной небес полусфера, звуки шагов Агасфера слышу в любой стороне. Время горит, как смола, и опадают свободно многия наши заботы, многия ваши дела.
Так повзрослевший отец в доме отца молодого видит бутылочек ряд, видит пеленок стопу. Жив еще каждый из нас. В звуках рождается слово. Что ж ты уходишь во мглу, прядь разминая на лбу?
В лифте, в стоячем гробу, пробуя опыт паденья, ты в зеркалах без зеркал равен себе на мгновенье. Но открывается дверь и загорается день, и растворяешься ты в спинах идущих людей...
5.
Он приедет туда, где прохладные улицы, где костел не сутулится, где в чешуйках вода. Где струится фонтан, опадая овалами, тает вспышками алыми против солнца каштан.
Здесь в небрежных кафе гонят кофе по-черному, здесь Сезанн и Моне дышат в каждом мазке, здесь излом кирпича веет зеленью сорною, крыши, шляпы, зонты отступают к реке.
Разгорается день. Запускается двигатель, и автобус цветной, необъятный, как мир, ловит солнце в стекло, держит фары навыкате, исчезая в пейзаже, в какой-то из дыр.
И не надо твердить, что сбежать невозможно от себя, ибо нету другого пути, как вводить и вводить - внутривенно, подкожно этот птичий базар, этот рай травести.
Так давай, уступи мне за детскую цену этот чудный станок для утюжки шнурков, этот миксер, ничто превращающий в пену, этот таймер с заводом на пару веков.
Отвлеки только взгляд от невнятной полоски между небом и гаснущим краем реки. Серпантин, а не серп, и не звезды, а блёстки пусть нащупает взгляд. Ты его отвлеки -
отвлеки, потому что татары и Рюрик, Киреевский, Фонвизин, Сперанский, стрельцы, ядовитые охра и кадмий и сурик, блядовитые дети и те же отцы, Аввакум с распальцовкой и Никон с братвою, царь с кошачьей башкой, граф с точеной косой, три разбитых бутылки с водою живою, тупорылый медведь с хитрожопой лисой, Дима Быков, Тимур - а иначе не выйдет, потому что, браток, по-другому нельзя, селезенка не знает, а печень не видит, потому что генсеки, татары, князья, пусть я так не хочу, а иначе не слышно.
Пусть иначе не слышно - я так не хочу. Что с того, что хомут упирается в дышло? Я не дышлом дышу. Я ученых учу.
Потому что закат и Георгий Иванов. И осталось одно - плюнуть в Сену с моста. Ты плыви, мой плевок, мимо башенных кранов, в океанские воды, в иные места...
|
|