Тот, кто живет в стеклянном доме, не должен бы бросаться камнями в других
(Роберт Стивенсон)
Комментарии к моим произведениям
26.11.2010 04:03 Max
Здравствуйте.
Сначала о том, что понравилось. Более-менее правильный язык, не без грамматических и синтаксических ошибок / опечаток, но о них не будем, так как это не диктант. Написано в целом гладко. Есть удачные фразы, например:
Работаю птицей-говоруном
Мимика не искажала черты
мордатый кот
словно включился крошечный моторчик
дом был моложав и по-купечески лих
медная ручка звонка в виде ананаса
Дальше будут не очень хорошие новости. Пока читал, впечатление было такое, что это школьное сочинение на свободную тему. Или опус молодого автора, которому сильно хочется написать что-то, а сказать пока нечего. Какая-то инфантильная описательность присутствует в рассказе, плюс обилие необязательных подробностей, шаблонных оборотов и смысловых неувязок.
Скучно мне стало на четвертой строке. Вернее на первой, но там еще оставалась надежда. Однако, из многословных и до оскомины банальных гастрономических грез героя стало ясно, что дальнейший сюжет будет высосан из пальца. Что автор не знает реалий, стоящих за текстом. Это не своя жизнь, но и не о чужая. Это вообще не жизнь, а набор десятиричных газетно-журнальных клише, лубок украшенный мистикой и приторным хэппи-эндом. Конечно, у подобного чтива есть своя аудитория и даже фанаты. Можно вспомнить успех "Дозоров" или "Гарри Поттера". Я большую часть такой продукции считаю откровенной халтурой . Гоголь и Булгаков – исключение, подтверждающее правило.
В рассказе ни одного живого героя. Центральный персонаж – схема, действует и мыслит как робот – если шампанское, то непременно "Вдова Клико", если гейша, то "молодая и прелестная", если зефир, то "ямочки на пухлых щечках"... Ненавистный утренний будильник, нытье по поводу рутины, ворчание мамы, для которой взрослый сын – навсегда ребенок, неясные семейные неурядицы итд, итд. Все это было – было десятки тысяч раз и, главное, очень похожими словами.
Остальные герои не лучше. Типажи из самодеятельного кукольного театра. Жизнерадостный кладбищенский сторож, непременно инвалид и любитель выпить (конечно, при такой-то работе). Директриса школы, обладательница "гренадерского" (мой зубовный скрежет) роста и "зычного" голоса, болтливая пышка- регент... Но больше всего меня повеселил добрый мальчик-милиционер с "тонкими, чуткими пальцами", который оказался не только художником-самородком, но и певчим церковного хора. Вам с милицией приходилось когда-нибудь иметь дело? Подозреваю, что нет. Характерная внешность и сплошь уменьшительно-ласкательные имена: Мариша, Дёжка, Васенька (ох как сладко!...) призваны, так думается, "оживить" героев. Но прием настолько груб, что работает со знаком минус. Спасти положение могли бы живые диалоги. Однако, в тексте их почти нет. Видимо, вы почувствовали, как трудно придумать нефальшивые диалоги картонным персонажам, не имеющим реальных прототипов, и не стали рисковать. Диалоги, как правило, заменены фразами вроде "Мариша... остановила ее притворно строгим голосом, велев помолчать хоть минуту."
Hесколько иллюстраций из текста. Вот языковые штампы, которые надо изменять или удалять:
за приятными мыслями я не заметил, как
как вспомню, так вздрогну
дежурные шуточки
рабочий день подходил к концу
как на духу
пошел как сомнабула
ощутил легкость во всем теле
хрустящая, ароматная краюха хлеба
сыпались, как из рога изобилия
крякнуть от удовольствия
гренадерского роста
веселый, озорной народец (о детях, кстати "детвора" это тоже жуткое клише)
нутром чует
по скрипучей, деревянной лестнице (кошмар... плюс никакие другие лестницы не скрипят)
сервированный старинным фарфором
румянился пирог
завязалась теплая беседа
тонкостью чувств
с тонкими, чуткими пальцами
наслаждаясь семейным уютом и теплом
ласкала взглядом
сиреневые сумерки (ох...)
всплеснула руками
хоть бы это счастье никогда не кончалось
залился нежным румянцем
поистине итальянским темпераментом итд.
Еще избегайте повторов типа "тут же" по нескольку раз на одной страница и пустейших эпитетов "красивый", "необыкновенно выразительный" и тп. Либо сказать в чем красота, либо выбросить вовсе.
Примеры неудобоваримой газетно-канцелярской лексики:
в противном случае
справляться с ситуациями
душевное состояние
благодарен за понимание и помощь
с поразительной точностью
учиться жить и выживать
оказался на редкость живописным
поиски увенчались успехом
любил жизнь, и она отвечала ему тем же
ничуть не удивился
в послевоенный период
любовью, с которой были выполнены
необыкновенно выразительные иллюстрации
несказанно рад
прибавка к зарплате была весьма ощутима
поразили мое воображение
ему нужна поддержка и знания
в едином ликующем порыве (ужас!)
не только талантом, но и техническими приемами (а какими?)
поблагодарил за помошь и участие в моей судьбе итд.
сокращение А.М. тоже напоминает деловую переписку.
Примеры непоняток и логических неувязок:
когда мы с Иркой ругались уже больше часа (из-за чего, собственно, хотелось бы узнать. Но автор сам не знает, вот беда)
дежурные шуточки на счет моей бейсболки (что смешного в бейсболке?) "насчет", кстати, надо вместе
Что конкретно так напрягло героя в первый (!) рабочий день – до головной боли и потемнения в глазах?
Предсказанный пожар в супермаркете это прямо из Стивена Кинга, но у него намного убедительнее.
Давай поживем там несколько дней (а работа, а где жить?)
после получения большого куска колбасы, Смелый (когда кот получил колбасу? откуда герою известно, как его звали?)
К чему подробности утра деда, зачем его внук, голуби? Все это никакого отношения не имеет к рассказу.
я был не осмотрителен, называя незнакомого мне человека фамильярно (а откуда бы герою знать полное имя?)
Зачем дед уселся на "ступеньку резного крыльца"? (еще один штамп). Что с ним было дальше? Гости вошли в дом, а он?
для написания Летописи нашей семьи старинного дворянского рода Бердыщевых (странная фантазия, а почему бы не сказать правду?)
и предложила отдохнуть в светелке (незнакомых людей вот так сразу? Да еще прилечь... А потом и ночевать оставили, прям ангелы небесные, а не хозяева)
дом стал наполняться голосами и запахом пирога (а ведь еще никто не пришел, откуда голоса?)
чайный стол (это что за мебель такая?)
Гостей пригласили вниз (почему в третьем лице?)
Все, уморился я, а там и дальше неувязок полно. Хватит, пожалуй.
Хотите совет? Но можете и плюнуть на него, я не обижусь. Попробуйте сочинить что-нибудь о том, что вы действительно знаете. Чтобы это был ваш уникальный опыт, и только ваши – не чужие – слова. Удачи. М. Н.
А.М. автора LudmilaFom
16.11.2010 16:46 Nadina
Интересно, что будет дальше...
А.М. автора LudmilaFom