Я чувствую, как ждёт народ стихов!
Руслан Элинин
Поэты выносят Россию вперёд стихами!
Из дневника
Разговор о современной поэзии зашёл в тупик. Горячий спор о путях литературы завяз в мелких разговорах о классиках и новаторах, сбрасывает с корабля современности то одних, то других. В результате спорщики запутались в частностях и погрязли в мелочах, изолгались в личностях, но при этом так и не выяснили главного и обобщающего в поэзии грядущего, не определили того, что наполняет и насыщает новую литературу, создавая плотный устойчивый базис на будущее.
А ответ нужно искать в том, что если до сих пор в поэзии действовали преимущественно личности выдающихся одиночек и как вешки на столбовой дороге поэзии указывали направление развития, то сегодня мы стоим на пороге и по сути открываем эпоху поэтических масс, которая создаёт из суммы талантливых индивидуальностей коллективного автора. Это значит только одно: в современной литературе наблюдается столпотворение классиков-новаторов, которые ушли далеко вперёд своих предшественников в мастерстве поэтического творчества. Но они собирают и объединяют вокруг себя не столько толпы читателей, как было прежде, сколько толпы больших и малых поэтов, которые являются главными потребителями и производителями литературного материала. Поэтому всеобщие стоны об ухудшении поэтического слова — симулякр текущего литературоведения. Поэзия все так же тотально заполняет мир. Интернет тиражирует без редакторов всё, что пишется стихами и прозой. А запугивание мало читающих критиков, которые способны осилить от силы два десятка поэтов, — проявление воли разочарования. ХIХ и ХХ века дали по десять великих поэтов, и одновременно существовала рядовая поэзия, которая отвечала насущной потребности дня или группы читателей. И ни один великий не затерялся среди множества малых и вписан в историю литературы. Поэтому меня никогда не пугало, что число поэтов так стремительно увеличивается, что они самостоятельно находят выход к читателю при помощи издания малотиражных книжек, журналов, создавая литературные сайты в Интернете. Активно действующие поэты ведут между собой стремительный обмен этими изданиями, не боясь жить замкнутой кастой литературы. Всё, что производят, то и потребляют внутри своего сообщества, не претендуя на выход к массовой публике. Почти каждый поэт имеет толику своих читателей, которым регулярно передаёт свои тексты и с тем же успехом получает тексты других авторов, поддерживая с ними регулярную связь, являясь активным потребителем рифм соперников.
Стерильный читатель уже редкость среди толпы производителей стихов. И все увеличивающаяся толпа поэтов формирует в информационном глобальном обществе огромную литературную стихомассу эпохи всеобщей начитанности. Только наличие большого числа сочиняющих и воспроизводящих все новые и новые стихотексты обеспечивает поэзии стабильное число читателей, тот самый золотой традиционный один процент потребителей стиха, коим всегда удовлетворялась и будет удовлетворяться поэзия.
Но такая огромная толпа поэтов, естественно, пугает многих непрозорливых и недальновидных наблюдателей, а потому они её по привычке записывают в разряд графоманов, как это было принято ещё совсем недавно. На самом деле поэтомасса не только создаёт литературу, но формирует и переваривает идеи будущего, перекачивая и структурируя их в иной язык грядущего. Если в XIX веке малограмотная Россия смогла переварить своим малокультурным умом только одного великого Пушкина, то сегодня лишь толпа поэтов способна переработать надвигающийся поток информации в понятную и запоминающуюся нам форму нового слова. Поэтому любой поэт вам скажет, что нынешнее время требует массового стихосложения и стихокомментирования, а не стихопрочтения.
Недаром Юрий Арабов при вручении ему премии имени Бориса Пастернака сказал: “Стихи в России писать невозможно, потому что в России все пишут стихи. Я думал, удушье потребительского общества искоренит эту блажь, но нет, каждый день появляется гениальный поэт”. Лауреат, конечно, пошутил, комментирует автор газеты “Коммерсант”. Но посвящённые знают, что в этой шутке больше правды, чем в оперативной статистике сайта стихи.ру. Зарождение и тотальное размножение поэтомассы в России на фоне построения потребительского общества означает страстное желание грамотных людей защититься от этого самого потреблянчества, в которое, как в отстойник, окунули страну реформаторы.
Конечно, поэты не против того, чтобы на прилавках была в достатке колбаса, сами кушают, как минимум, три раза в день. Но их пугает, что колбаса стала точкой отсчёта, главным мерилом благополучия, психологического комфорта не только в повседневной жизни, но даже в литературе и в душе. А литература и душа для образованных русских остаются священной коровой на протяжении двух веков, как минимум. И в ответ — стихи-йный творческий протест, грандиозный поток самовыражения методами стихосложения. Это законная реакция знающего грамоту русского человека, которого принудили каждый день лицезреть в изобилии колбасу. И от этого изобилия народец наш ударился в стихи-ю.
Производить материальные ценности грамотному человеку не с руки, а вот завалить страну стихами — это запросто. Это даже настоящий духовный подвиг, который, может быть, останется в веках. Ведь колбасу съедят на следующий день, а стихами, глядишь, ещё можно прославить Отечество, если даже самому не удастся стать, как наше все, памятником себе. Поэтому не устаю повторять свою излюбленную мысль о том, что поэты выносят Россию вперёд стихами. Куда они её донесут — неведомо! Может, свет в конце поэтического тоннеля — это все же огни ада? Только поэты не знают или не хотят замечать, что в современной словесности происходит замена божественного глагола на чёрный глагол. Если Бог всегда познавался в молчании, что исследовала настоящая поэзия, то дьявол действует в сладких речах искушения. И теперь новая литературная среда не учит обустраивать жизнь, а сама обустраивает иной мир. А все потому, что, приняв формулу мёртвого Бога хотя бы в душе, человечество приучается жить своим умом познания виртуального базиса.
Я остался пунктиром...
Евгений Степанов
кто-то в поэзии — полное собрание сочинений,
а кто-то — поэма,
кто-то — крохотное стихотворение,
а кто-то — всего лишь оборвавшаяся строка,
кто-то — запятая или даже точка...
А я в поэзии — тишина!
Кто-то слышит меня, читатели мои?
Вот так бросил я в пустыню пустоты слово и даже не подозревал,что слышали нас задолго до того,как в нашем веке возникло и осуществилось течение массовости в поэзии. Жорж Батай в своей работе «Внутренний опыт» уже задавался подобными вопросами, которые перед ним ставили предшественники. В частности Батай удивлялся этим словам: «Все люди,- сказал Блейк,- похожи друг на друга своей поэтической гениальностью». А Лотреамон добавил: «Поэзия – это дело рук всех людей, а не одиночек». Мне очень хотелось бы посмотреть насколько далеко можно зайти, пытаясь на самом деле осуществить такие помыслы: разве поэзия не дело рук одиночек, который посещает гений»?
Как говорится,ничего нового под луной, гении это предвидели! А нам остаётся это только подтвердить практикой!
Наконец-то, позитив). Можно дальше протестовать против колбасы запятыми и точками, чтобы поддержать надежду рождения настоящих поэтов. Спасибо, здорово. Вы сказали то, о чем я только немного думала).
я сказал это уже давно-лет семь назад- просто уточнил,кое-что добавил...Спасибо за поддержку!
"до сих пор в поэзии действовали преимущественно личности выдающихся одиночек" - не согласна с этим утверждением. вы плохо изучали историю поэзии.
"столпотворение классиков-новаторов, которые ушли далеко вперёд своих предшественников в мастерстве поэтического творчества" - это тоже вызывает сомнение.
скучным текст показался. может просто тема мне не близка.
вы плохо изучали историю поэзии?
о чего тогда со мной спорить...
символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм. это не фамилии поэтов-одиночек, а целые поэтические течения. которые были в нашей стране еще в самом начале 20 века. так что историю поэзии изучали плохо вы. :)
какие там течения- пять-десять поэтов за каждым из них...просто потом оформили в течения...
Простите, но протест против колбасы не может быть стимулом к творчеству художника, или он не художник. Пройдёт время, и от этой "поэтомассы" ничего не останется. Естественный отбор. Останутся лишь те, которые внесут свою лепту в дальнейшее развитие литературы. Это будет двадцать авторов, не более. Я имею в виду основных авторов, конечно.
от многих,которые считали себя гениями,тоже ничего не осталось
Ну, в первую очередь, наверно, потому, что считать себя гением и быть им – это разные вещи. И знаете, слишком уж много разговоров об этом ведётся, совершенно бессмысленных.
и считали гениями их другие,куда что делось...
"Если в XIX веке малограмотная Россия смогла переварить своим малокультурным умом только одного великого Пушкина"
Давно меня так не веселили :)
Бедная малограмотная Россия... И культуры мало, и умишком не вышла, и жизнь началась только с 1917 года :)
Переварила страна кое-как одного великого Пушкина! А Лермонтова, значит, выплюнула... Что тогда про Некрасова с Фетом говорить, им памятников меньше поставлено, значит и в школьной программе этих бездарей можно пропустить, авось другой билет на экзамене попадается.
Прав был старина Тютчев: "Умом Россию не понять" :)
Эш, полегше, полегше:)) Ясно же, что это "ляп" и не более того. Мне кажется, дело в том, что автор хотел в малом объеме,зная что длинные тексты "не идут", выразить слишком много. Отсюда, порой, сентенции, кажущиеся нелепыми. Хвала автору за смелость, однако.:)
Это малый объем???
Кстати, ляп тут такой далеко не один.
Ну, конечно, малый. Для такой-то темы. Супер-темы, я бы сказала, не зря же все так возбудились. Вот, мне кажется, что Вы тоже не чужды:)) Был бы очень интересен Ваш анализ темы. В шорте Вы коснулись лишь слегка.)
Увы, любой анализ темы - это только мнение отдельного читателя. В шорте сказано достаточно.
Если вас интересует мое мнение непосредственно об этой прозе - я комментирую только то, что меня задевает. Темой задевают редко, чаще - ляпами. Считаю, что любую тему (и эту тоже) можно изложить гораздо короче, интереснее и без таких огрех.
А... Вы пишете: " Темой задевают редко, чаще - ляпами." Нее, у меня немного другой подход. Если меня не интересует тема, то "ляпы" и подавно , а если тема интересует, то не принципиальные "ляпы", порой, можно и пропустить. Как же без "ляп"? Без них никуда, они такие проныры, мать их..:)
После 5-10 лет активного сетевого чтения вы вдруг увидете, что список тем крайне ограничен. Миллионы перепевок и вариаций. Скажу больше, в какой-то момент вы, читая одно произведение, вдруг до боли ярко начнете узнавать в нем черты другого. И это не плагиат, мы варимся в одних и тех же словах и образах.
С другой второны, есть гении, умудряющиеся "провалить" даже самый удивительный образ или самую неизбитую тему. Поэтому меня интересует, КАК была высказана та или иная мысль. Почему один образ раскрывается и оживает, а другой плоско лежит в мониторе? Слова ведь одни и те же.
Ляпы прощаю почти всем, честно :) Даже заранее :) Отмечаю только то, что уж совсем выпирает (причем, это мое имхо, у других может "прочитаться" нормально). В моем избранном много стихов с явными (для меня) ляпами, но это почти не мешает мне наслаждаться самим произведением. Тут ведь очень тонкая грань между недоработкой и сознательно использованным приемом. Не все то ляп, что... ляп :)
*с другой стороны
Неловко как-то вмешиваться в ваш разговор,но...Если я говорю.что переварили одного Пушкина,то это значит,что остальных не переварили...Вот и всего-то,а вы тут развели тяп-ляп, тяп-ляп!
Обоснуйте
доказательства унижают...
Между прочим,еще Пушкин показал,как ограничены темы в литературе- дав нам перепевы с европейского...Сюжетов всего шесть,но важно еще как пропеть пепсню козла
Никаких " поэтомасс" нет, так как окололитературная тусовка всегда существовала, но теперь она "переселилась" в интернет. Во времена совка многие, кстати, сочиняли, но в девяностые выгоднее было заниматься продажей колбасы, и пишущей братии как-то поубавилось. Сегодня новый виток и в другом качестве. Поэзия всегда была и останется уделом немногих, избранных Богом людей. Двадцатый век был щедрым и подарил Иосифа Бродского. Какие "поэтомассы" ? Помилуйте, о чём Вы?..)
поздравляю вас с Бродским...
Имеется ввиду вторая половина 20 века.)
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться
Тихо, тихо ползи, Улитка, по склону Фудзи, Вверх, до самых высот!
Если Вас заинтересуют мои тексты, то вы можете заказать сборники, воспользовавшись услугой сайта "письмо автору", в котором сообщите куда и кому выслать, а также подтвердите готовность оплатить бандероль. Я высылаю несколько небольших книжек верлибров, стихов и прозы с автографом автора. Эти книги изданы на средства читателей. Пересылка стоит 150 рублей, а цену книжек каждый читатель волен опрелить сам. Полученные деньги пойдут на издание новых книжек. Если читатель сочтет, что сборники ничего не стоят, то на том и порешим, автор не будет в обиде, получив затраченные на пересылку 150 рублей.