На ветхом завете русского мата нынче разговаривают дети - девочки и мальчики, взрослые - женщины и мужчины, сантехники и министры. Мат больше не скрывается от постороннего слуха, не прячется в подворотне, а становится нормой жизни, потому что наш народ активно «на ём разговаривает». Люди с дипломами своей речи без «бля» уже давно не представляют. Вот и острослов Евгений Шестаков шутит: «Не подам руки человеку, который не матерится». Вона как!
На рынке три торговые дамы обсуждают мелкую финансовую проблему. Одна очень болезненно переживает свою денежную потерю в размере 500 рублей. А всё своё негодование вкладывает в отборные мужские маты. Проходит минута, другая, а дама всё никак не может успокоиться: «мать-перемать» летит из её крашеного рта на весь рынок. И слушающие её товарки даже не пытаются остановить подружку: привычное дело в торговых рядах. Первым не выдерживаю я.
- И сколько можно вашу брань слушать?- останавливаю даму.
- А что? – «матерщинница» удивленно смотрит на меня: кто тут посмел вякать?
- Только и слышно вашу брань. Пора бы угомониться, - вежливо намекаю.
- Так столько денег потеряла из-за ротозея сыночка!- не унимается дама.
- И об этом нужно орать на весь рынок отборным матом?- пытаюсь её урезонить…
- А какие ещё слова для этого есть?!- парирует она.
- Вот и плохо, что забыли или не знаете…
- С такой жизнью всё позабудешь,- стушевалась впервые дама.
Главное достигнуто- спесь матерщинницы сбита, она угомонила свой трогательный многоэтажный мат. И товарки разошлись -некому слушать, пропадает театральность действа, на что и был рассчитан этот эмоциональный скандал. Сцена обыденная для нынешних времен. Редко кто пытается сделать замечание женщине, ребёнку, а тем более мужчине, которые взяли за моду ругаться прилюдно. Давно стало нормой. Хотя как сообщает руководитель пресс-службы городского УВД Ирина Кирилова, в Братске ежедневно составляется от 150 до 400 административных протоколов на мелких хулиганов, которые омерзительные дебоши сопровождают нецензурной бранью, который стал фоном нашей жизни. Но увы - меньше хамства не становится. И задашь окружающим тебя людям вопрос - как вы относитесь к матам в повседневной жизни, так старшее поколение, хоть и думает, что без мата не обойтись, но считает ситуацию унизительной и оскорбительной. Молодые смотрят на это диалектически. Вот послушаем разные мнения на улице и в Сети:
Максим: Положительно… Я в основном только на нём целый год изъяснялся, когда ходил в пилотке и кирзовых сапогах!
Таня: Мне очень нравится выражение "Мы матом не ругаемся, мы на ЁМ разговариваем"! Мoё отношение отрицательное, НО, когда очень надо - то не избежать!
Наталья: Есть люди, которые матом интересно изъясняются - это можно послушать, а вот грязный мат уши не выдерживают. Смотрела передачу научную: если обложить цветок матом, то он засыхает. Мой муж с этим не согласен: "Я сливу на даче отругал, и только после этого она начала плодоносить"
Елена: Мат - это признак нехватки словарного запаса
Владимир: Опуститься до мата - дело не хитрое, но попробуйте послать кого нормальным языком... Не получится! Так что без мата не обойтись!
Павел: Странно, но если вовремя не вставить одно из этих самых крепких выражений, то до человека бывает трудно донести истинный смысл, что на самом деле хочешь сказать ..... Это знакомо и русскому интеллигенту, и русскому рабочему , еще страннее --- это знакомо простым русским детям --- это у нас в крови ...
Алексей: Раз он существует - значит, он кому-то действительно нужен. Сам тоже не святой – вставляю словечко-другое. Но стараюсь только по делу. И только в мужской компании.
Алена: Не переношу. Меня унижают маты на улице, в транспорте, общественных местах. Презираю родителей, допускающих мат в общении со своими детьми.
Юлия: Пушкин, Есенин и многие русские классики не чурались ненормативной лексики, поэтому говорить, что мат - это нехватка словарного запаса, не совсем верно....я против мата из уст подростков, против мата, который сопровождается насилием, убийствами и пр. негативом... Мат - это ужасно, и с этой пагубной привычкой надо бороться, так же как с сигаретами, пивом и наркотиками.
Константин: Отрицательно. Это, конечно, выплеск негатива, но ничто не пропадает бесследно. Выплеснешь негатив - он остаётся в сердцах людей, на которых он выплеснулся, поэтому нужно всеми силами стараться этого избегать, бороться.
Елена: Если человек заслужил, чтобы на него выплёскивали негатив в такой форме, он должен задуматься, почему это сделали, и провести работу над ошибками, а не таить обиду и утешать себя тем, что его, бедного и несчастного, обругали, но, повторюсь, это в определённых случаях. Но будничное применение мата я считаю недопустимым.
Люба: Наверное, просто невозможно представить русского человека без мата. Уверена, многим приходилось пользоваться как вторым родным языком...И, поверьте, есть такие глубинки в России, где на нём просто разговаривают и не только взрослые, но и дети. Вот где уши сами завернуться хотят, т.к. там мат не разбавлен русским языком.
Татьяна: Отношусь к мату отрицательно. Сама не ругаюсь, и от мужа за 25 лет совместной жизни ни разу ни одного слова не слышала. Думаю, это хороший пример для наших детей.
Сергей: Материться не люблю, даже противно, но иногда приходится
Елена: Я против мата, который заменяет речь, но иногда он бывает уместен. Сама не употребляю, но порой очень хочется сказать...
Надежда: Не пользовалась этими "словами"!!!!!!!!!! Пока не села за руль!!!!Просто бывают ТАКИЕ ситуации на дороге, что без мата справиться нельзя!!! И нечаянно словечки вылетают!!! Жаль, что в нашей стране с такими ситуациями сталкиваешься постоянно, особенно на дороге...
Не хочу казаться ханжой, и матерные слова знаю, и порой к ним обращаюсь, но речь сейчас не об этом. Становится жутко от того, в каких речевых объемах мат выплеснулся в нашу повседневную жизнь и стал нормой общения - родителей с детьми, девушек с юношами. Если наше поколение эти границы старалось не переходить, то сегодня это стало нормой, которая привела к узакониванию общения на этом языке на улице, в кино, театре, на телевидении, в литературе, офисе, хотя уголовный кодекс своими статьями напоминает об ограничениях хождения мата…В разговорах мужа с женой, начальника и подчинённого, между мальчиками и девочками… «Вина лежит на культуре, которая со свободой слова открыла все шлюзы для этого», - считает известный критик Валентин Курбатов и всячески противится такому раскрепощению:
«Русская литература пишется не только для членов правительства - они-то её как раз не
читают, а именно для матушек и деток. И они из неё растят русского человека - всё ещё на удивление и досаду мира, никак не желающего говорить на языке Генри Миллера, где кроме "низа" и нет ничего. Не хочет учиться неблагодарный русский народ. Не хочет слышать даже от своей уходящей жены подзаборный язык мужской уборной. Значит, они с ней так и жили на этом языке и готовились и деток из этого материала строить, если так легко при первой ссоре сразу пошел забор.
С какой потом радостью наш добрый читатель, получив разрешение писателя, пойдет валить все это в родную речь. Я уж давно писал, что только "заговор писателей", которые откажут этой речи в праве на существование, отнеся её по животному ведомству, спасёт и саму речь и русского человека, которому ведь не перед правительством отвечать, а
перед Богом.
Всё это звучит на современный вострый слух дико, и я почти слышу, с каким весельем меня пошлет Ваш товарищ, который сошлётся на улицу, где иначе не говорят. А там не говорят иначе, потому что мы их на это благословляем. Вот и В.П.Астафьев мне всё твердил, что народ ему не поверит, если он без мата будет писать войну. А вот Носов, который прошёл эту войну с ним рядом, как-то ни разу им не воспользовался. И Кондратьев, и Быков, и Воробьёв. А Евгений Иваныч даже и в ногах валялся у Виктора Петровича, прося его "не красить" военного романа этой "лжеправдой", не позорить русского солдата.
Тем-то и велик русский язык, что и без этого заставит поседеть другие народы. Вон Достоевский как-то обходился. И Толстой в описании Крымской кампании и Бородино.
А уж при них, мы можем догадаться, русский человек в этом словаре был поизобретательнее. Для мата нет азбуки, Кирилл и Мефодий не написали её. Что мат - это только устная форма существования в единственной ситуации и не может быть записана именно потому, что "нет азбуки". И авторы ищут "эквивалента" не от стыдливости, а от чувства правды языка. Все зло и всю жестокость любой ситуации можно передать без мата".
Письмо это и особенно заключительные слова - отклик на прозу братского автора Александра Кузьменкова, который активно пользуется в своих повестях и рассказах ненормативной лексикой, сдабривает речь не только героев, но и авторский текст нет-нет да и снабдит матерным повествованием. Критик, одобряя работы сибирского автора, не принял его тягу к обсценной лексике. Но на эти упрёки у Александра Кузьменкова своя правда:
«Дискуссия о ненормативной лексике - бесконечный спор, которому не суждено закончиться в исторически обозримый период. Оттого дебатировать на эту тему бессмысленно, - всяк останется при своем мнении. Впрочем, если кому-то угодно выслушать мою реплику, то отчего бы не высказаться?
У неприятия обсценной лексики есть две составляющих. Первая из них - православная. Отечественный мат есть часть дохристианской культуры, густо замешанной на языческой магии плодородия. Православная церковь на дух не выносила язычества и потому призывала паству к воздержанию во всех его видах, - в том числе и к словесному. Вторая составляющая - политическая. Обсценная лексика во все времена свидетельствовала о неблагонамеренном образе мыслей. Что и отметил Огарев в предисловии к "Русской потаённой литературе": "Поэзия гражданских стремлений и похабщина... связаны больше, чем кажется. В сущности, они ветви одного дерева, и в каждой неприличной эпиграмме вы найдете политическую пощёчину".
Маститый литературный критик, сторонник вышеизложенных взглядов, отечески наставляет меня: матерная речь - бесписьменный язык, не для него Кирилл и Мефодий выдумывали славянскую азбуку. Я по простоте душевной поинтересовался: а как тогда быть с кириллической буквой "херъ"? Предкам нашим было глубоко плевать на табу. Немецкий дипломат XVII века Адам Олеарий свидетельствовал: " говорят о сладострастии, постыдных пороках, разврате и любодеянии их самих или других лиц, рассказывают всякого рода срамные сказки, и тот, кто наиболее сквернословит и отпускает самые неприличные шутки, сопровождая их непристойными телодвижениями, тот и считается у них лучшим и приятнейшим человеком в обществе". Мы - достойные хранители национальных традиций.
Если говорить о формировании литературного языка, то он подчиняется гегелевскому закону единства и борьбы противоположностей. С одной стороны, литературная речь стремится удержаться в рамках существующей нормы, с другой - постоянно обогащается за счет других языковых пластов. Кто сейчас поверит, что литературная критика XIX века на чем свет стоит ругала Пушкина за грубое и непристойное (?!) слово "усы"? Смею думать, что нынешний ненорматив есть завтрашняя норма; утверждать обратное означает отрицать диалектику».
Да, по меткому замечанию поэта Сергея Кузнечихина «Герой ненормативной лексики» стал нашим повседневным всЁ. Между тем в книге «О грехах языка» священник Сергей Николаев пишет, что употребление матов не тот из грехов, которые религия причисляет к так называемым «смертным». Но, по мнению автора, сама жизнь свидетельствует о том, что «…сквернословие всегда становится началом пути к еще большему злу. Ибо призывающий дьявола неизменно получает в итоге полный набор последствий общения с ним, включающий разрушенное здоровье и поломанную судьбу». И как дальше быть? Неужели прогноз Александра Кузьменкова – это путь развития языка: маты станут нашей повседневностью? Я как-то склоняюсь к необходимости активного действия, чтобы начать урезонивать, ограничивать и вводить распоясавшуюся нецензурщину в рамки «малого использования». А вы?
Вместо эпилога
И, тем не менее, публицист и философ Валерий Скурлатов говорит о пользе ругани: «Матерный возглас взбадривает, высвобождает энергетику, повышает конкурентоспособность. Расслабленность, самодовольство, праздность — лоно болезни и порока. Надо регулярно взнуздывать себя, ругать. Материть себя эффективнее, чем молиться Богу, лучше добычу добыть, чем милостыню вымолить. Как говорил орёл ворону в пушкинской «Капитанской дочке» - лучше раз напиться живой крови, чем триста лет питаться мертвечиной. Лучше сгореть в самоотдаче, чем триста лет заниматься онанизмом. Полезнее вытащить бревно из своего глаза, чем насмехаться над соринками в чужих глазах. Плодотворнее самокритика, чем критика других. Эту логику подкрепляет физиология. Когда человека ругают, он мобилизуется и становится сильнее. «Раз меня не любят и ненавидят, значит, я отличаюсь от других, что-то во мне есть особое, и буду реагировать так, чтобы «снять» ругань против меня, доказать своё право на особость, на избранность».
Опубликовано:
14.11.2010 13:29
Просмотров:
6373
Рейтинг:
0
Комментариев:
1
Добавили в Избранное:
0
Ваши комментарии
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться
Тихо, тихо ползи, Улитка, по склону Фудзи, Вверх, до самых высот!
Если Вас заинтересуют мои тексты, то вы можете заказать сборники, воспользовавшись услугой сайта "письмо автору", в котором сообщите куда и кому выслать, а также подтвердите готовность оплатить бандероль. Я высылаю несколько небольших книжек верлибров, стихов и прозы с автографом автора. Эти книги изданы на средства читателей. Пересылка стоит 150 рублей, а цену книжек каждый читатель волен опрелить сам. Полученные деньги пойдут на издание новых книжек. Если читатель сочтет, что сборники ничего не стоят, то на том и порешим, автор не будет в обиде, получив затраченные на пересылку 150 рублей.