Культура - это экология человеческого общества. Это та атмосфера, которую создаёт вокруг себя человечество, чтобы существовать дальше, чтобы выжить (Ю.М.Лотман). Может, и безнадёжны, но не бессмысленны усилия переделать людей и мир (автор неизвестен)
Философия целый век бьется, напрасно отыскивая смысл в жизни, но его — тю-тю: а поэзия есть воспроизведение жизни, и потому художественное произведение, в котором есть смысл, для меня не существует
– Ты против религии. Но как же без Бога-то?.. Вот и у Достоевского: "Если Бога нет, то всё дозволено".
Артём:
– Это у него атеист Иван Карамазов говорит. Кстати, церковники, причисляя Достоевского к своим союзникам за эту вот, видимо, фразу, в очередной раз лицемерят. В "Братьях Карамазовых" у него в подтексте много критики религии и церкви. Или Николая Бердяева, например, церковники тоже к своим союзникам спешат причислить за некоторую религиозную направленность его философских изысканий. А уж он-то церковь шибко не жаловал, но этого они как бы не замечают. Вот, например, из его статьи "Существует ли в православии свобода мысли и совести?":
"В истории сакрализовали всякую мерзость под напором "царства Кесаря", под корыстными социальными влияниями. Рабство, крепостное право, введенное в катехизис Филарета, деспотическая форма государства, отсталость научного знания – всё было священной традицией. Нет таких форм рабства, деспотизма и обскурантизма, которые не были бы освящены традицией. Нет ничего ужаснее тех выводов, которые были сделаны в историческом православии из идеи смирения и послушания. Во имя смирения требовали послушания злу и неправде. Это превратилось в школу угодничества. Формировались рабьи души, лишенные всякого мужества, дрожащие перед силой и властью этого мира. Гражданское мужество и чувство чести были несовместимы с такого рода пониманием смирения и послушания. Отсюда и подхалимство в советской России. Русское духовенство, Иерархи церкви всегда трепетали перед государственной властью, приспособлялись к ней и соглашались подчинить ей церковь. Это осталось и сейчас, когда нет уже, слава Богу, лживого "православного государства".
Статья была опубликована в 1939 году, эпиграфом к статье Бердяев взял слова Ницше "Вы стали маленькими и будете всё меньше: это сделало Ваше учение о смирении и послушании".
Потомки наших с тобой Гордея и Фоки на своей же земле, на которой жили и трудились их предки, на века станут рабами, попадут в рабство не к чужакам, не к завоевателям, а станут рабами у своих же соотечественников. И церковь этому не просто способствовать будет, она сама станет одним из первых российских крепостников и феодалов. Из документов Владимиро-Суздальского музея: "В конце XV – начале XVI века Церковь владела третью лучших земель в стране и стремилась подчинить себе великокняжескую власть". А в 1649 году Соборное Уложение устанавливает бессрочную прикреплённость к земле, то есть невоможность крестьянского выхода, и крепость владельцу, то есть власть владельца над крестьянином, находящимся на его земле. Церковь получает полную власть над "душами" в обоих пониманиях, тогда на Руси принятых. Церковь – это подлый и лицемерный "институт духовной власти".
Антон:
Религия и церковь – это же не совсем одно и то же. Церковь может меняться, религия неизменна. В том нашем времени уже нет никакого крепостничества, никаких крепостников. Церковь стала другой, а религия-то ведь не изменилась. В этом и сила религии, в её неизменности.
Артём:
– Как это церковь стала другой?!.. То есть, во времена крепостничества она была, значит, одна, после отмены крепостного права – другая, пришли коммунисты к власти – третья, коммунисты власть потеряли – четвёртая, и так далее. Это что же за хамелеон-то такой? Правильно Бердяев говорит – "школа угодничества, приспособление к власти". За тысячи лет сколько уже общественных формаций сменилось, начиная с рабовладельческого строя? А церковь всё наверху плавает, как некая известная субстанция, не тонет. Говоришь – сила религии в её неизменности. Ясно дело, что она неизменна, её же ведь не дураки задумывали – на века. Главная её сила в том, что она изначально задумывалась именно как вторая половина власти государственной. Власть властна над нашими телами и жизнями, религия – над нашими душами, "союзно общество гнетут". То есть, какова бы власть ни была, религия-то она всегда для власти нужна будет, очень умно задумано:
"Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению; а противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от неё; ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое" (Послание к римлянам, XIII, 1-4).
Антон:
– Так ведь: "делай добро, и получишь похвалу".
Артём:
– То есть, ты хочешь сказать, что церковь не просто к послушанию властям призывает, а главное-то к тому, чтобы слушаясь властей, мы добро делали, о зле не помышляли, и тогда всем нам будет хорошо. Вроде бы оно так, правильно. Но при условии, чтобы и власти о добре бы думали, а церковь ту сторону ещё строже чем нас контролировала и увещевала. Если церковь нас вроде как к добру призывает, почему же она всегда молчит, когда власти творят откровенное зло или зверства? Ни о каком добре она и не думает, к любой власти легко прилаживается, поскольку сама второй половиной власти является, как право-лево у человека. Если и бывали когда конфликты между властью и церковью, так это если они власть над нами между собой поделить не могли.
Ты говоришь, что религия и церковь – это, мол, не одно и то же. Тут ты неправ. Религия и церковь – это одно и то же, это двуединое целое, отдельно существовать они не могут. Как это может быть – религия без церкви, или наоборот? Относительно честные из защитников религии не отрицают недостатков церкви. Но они говорят – что же делать, человек, мол, слаб... Получается, что религия не спасает от греха даже тех, кто религию познал от А до Я, кто чуть ли не напрямую с Господом общается. Чего же тогда ждать от простых смертных? Конечно, опошлить-то можно любую идею. Стоит лишь начать её "реализовывать", как это случилось, например, с идеей коммунистической. В принципе-то, идея коммунистического общества – вполне нормальная идея. Нормальная, пока она идеей, мечтой остаётся. Но стоит начинать "сказку делать былью" – как получается то, что получилось. Но про религию ведь даже и этого-то нельзя сказать, что она хороша, как идея. Она лишь преподносится как "духовное ученье", на самом же деле – это чисто социальная идея, причём подлая и реакционная по своей сути. А то, что она слегка приукрашена некоторыми моральными и нравственными установками – "не убий", "не укради" и т.д., не религией, кстати, придуманными, так это лишь "упаковка" для лучшей её "продажи". Создатели религий были очень даже неплохими менеджерами и психологами.
Опубликовано:
10.02.2009 06:43
Создано:
10.02.2009
Просмотров:
3760
Рейтинг:
0
Комментариев:
1
Добавили в Избранное:
0
Ваши комментарии
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться
Тихо, тихо ползи, Улитка, по склону Фудзи, Вверх, до самых высот!
Пока ещё ни разу не пользовался этой опцией.
Пробую...
Хотелось бы организовать разговор о религии, о её влиянии на общество.
Обозначаю свою позицию: я - в качестве критика проводимой религионизации, "второго крещения" Руси.
Здравствуйте! Меня зовут Татьяна. Я зарегистрировалась на сайте "Что хочет автор", но пока не разместила там свои работы. И пока его не освоила. Не было времени. Но,судя по всему, сайт хороший. Так что успехов Вам!
При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на «Reshetoria.ru» обязательна. По всем возникающим вопросам пишите администратору.