Культура - это экология человеческого общества. Это та атмосфера, которую создаёт вокруг себя человечество, чтобы существовать дальше, чтобы выжить (Ю.М.Лотман). Может, и безнадёжны, но не бессмысленны усилия переделать людей и мир (автор неизвестен)
Опять начинаю новую страницу. На предыдущей "О свободе совести и о свободе слова" DiGo оставил хороший комментарий. Но у него есть следующие слова:
"А вот если мы говорим о Боге, как о некой абстракции (можно и Высшим Разумом назвать), просто о Природе (это уже немного по-язычески)..."
к которым есть необходимость сделать некоторое пояснение. Нет, никакого язычества у меня в этом нет. Бог-Природа – это ведь не для поклонения. Это некоторая альтернатива богу религиозному. Человеческая психика, как правило, такова, что ей нужна определённость. Есть человек, есть мир – а откуда это всё вдруг взялось? Ведь из ничего и не бывает ничего... А смерть?.. Вот я есть, я живу, страдаю, радуюсь, но вот я умру – и что, это насовсем, НА-ВСЕ-ГДА? Но это же неправильно, так не должно, НЕ МОЖЕТ быть... Поэтому сказка о религиозном боге человека, как правило, и устраивает – и вопросы мироздания очень просто и понятно объяснены, и смерть – это лишь начало вечной жизни.
И опять привожу фрагмент из книги "Экология общества":
N. – Мне лет 10 назад совершенно случайно попалась книжица, посвященная теории катастроф. Книжица была издана академически (чья-то монография). К сожалению (для себя), я не запомнил её автора и вообще она как "пришла", так и "ушла". Так вот, там по тексту несколько раз встречалась мысль в различных вариациях, что применение этой теории выявляет в исследуемом с помощью теории объекте (к примеру, в процессе образования Вселенной в ближайшие после "взрыва" времена) тенденций и прецедентов, которые никаким другим образом, кроме как воздействием "разумной силы" и "разумного намерения" объяснить пока невозможно. А в одном месте прямо так и было написано (по смыслу) – без введения понятия "деяний Господа", прям никуда. В частности, одно из явлений в теории образования Вселенной, куда безнадежно уперся "диалектический материализм" в основе "научной картины мира" – это причинность образования первичных сгустков, которые позже спровоцировали образование звезд, планет и т.д., в абсолютно однородном пространстве расширяющегося протовещества. И если на причину образования сгустков научной фантазии с горем пополам хватает, то к вопросу, почему эти сгустки образовались именно в определенной пространственной, неоднородной и дискретной конфигурации и в определенном месте, даже подхода найти не могут.
K. – По таким и подобным вопросам у меня следующая философия. Не всё может быть объяснено на том уровне знаний, которыми мы на данный момент обладаем. Что-то, может, и никогда не будет объяснено – "чем больше я знаю, тем более знаю, что ничего не знаю". А знаете, как графически отобразить это высказывание? Возьмём лист белой бумаги, поставим посреди его точку. Точка – это наши знания среди всего прочего огромного незнания. Наши знания стали шире – рисуем вокруг точки кружок. Объём знаний возрос, но и граница с незнаемым стала больше! Рисуем кружок ещё большим диаметром – граница с незнаемым ещё увеличилась. То есть, чем более мы знаем, тем для нас очевиднее, что незнаемого ещё больше. И так до бесконечности. Это надо принимать как данность – познавай, расширяй свои познания, получай следующие вопросы, иди в познавании дальше. Этот путь бесконечен.
Но есть люди с другой философией. Их не удовлетворяет объяснение, что непознанное для нас что-либо будет всегда. Ладно бы, если бы они к познанию стремились. Нет, им достаточно того, чтобы непознанное было просто каким-то образом "объяснено". Одни сами берутся за объяснения – это один тип из этого вида людей. Другим достаточно получать от кого-то готовые объяснения, пусть самые нелепые, принимать их на веру, лишь бы не оставаться "в неведении". Есть нестыковки, сомнения в теории Дарвина – всё ясно, нас Бог сотворил. Непонятно, как Вселенная образовалась – тоже ясно, творение Господне. Или какого-то "разумного намерения", "разумной силы", как вы где-то прочитали. Нужно этому типу людей "объяснение", хоть ты тресни...
Можно ли категорически говорить, что над нами нет никакой Высшей Силы, что наше существование не подчинено какому-то Высшему Смыслу? Я не берусь это утверждать... Я только знаю, что над нами не тот Бог, не та Высшая Сила, которую мы себе придумываем сами. "Если Бог сотворил человека по своему образу и подобию, то человек отплатил ему тем же" (Вольтер).
N. – Но ведь скажут, что коллективное бессмертие человечества безразлично каждому живущему свою жизнь индивидууму. Оттого, что одного муравья сменит другой, такой же муравей, живущему сегодняшним днём и чувствующему существу не легче, а только тоскливей: муравейник станет больше и совершеннее, а его – сегодняшнего муравья – не будет.
Ценнее личное бессмертие. Понимание того, что без личного бессмертия всё теряет смысл, двигало Николаем Фёдоровым, верившим в неизбежность воскресения мёртвых. Иначе, но о том же говорил Ницше. Вечное возвращение.
Если посмотреть изнутри, личное бессмертие достигается тем, что смерти не существует, потому что она за пределами жизни. Это лучше всего выразил Арсений Тарковский: "Я бессмертен, пока я не умер...".
K. – Говорите: "коллективное бессмертие человечества безразлично каждому живущему свою жизнь индивидууму".
1. Неправда, что КАЖДОМУ.
Это зависит от того, как и на что человек настроен, к какой собственной жизненной философии он в процессе своей жизни приходит. А это зависит от множества факторов. И одним из наиболее значимых из них является философия общественная, немаловажную часть которой как раз и составляет религия.
2. Неправда, что индивидууму БЕЗРАЗЛИЧНО коллективное бессмертие человечества.
Не в том смысле неправда, что он живёт только в мыслях об этом, и что только это примиряет его с конечностью его собственной жизни. А в том смысле, что хотя он и умрёт (абсолютно бесспорной является лишь эта истина), но будут жить другие, кто его ещё будет помнить. А если он способен сделать что-то значимое, о нём будут помнить ещё больше людей, и даже ещё и после смерти тех, кто его знал лично. Могут помнить десятилетиями, кого-то веками, а кого-то и тысячелетиями. "Память – преодоление времени, преодоление смерти", Дмитрий Лихачёв. "Память – это оплата за самое дорогое, что отнимают у человека. Памятью природа расквитывается с нами за смерть", Юрий Трифонов.
И, конечно же, для истинных творцов (в любом виде деятельности) это важнейший стимул в их творчестве и в их жизни, вплоть до самопожертвования. Этим они обретают душевное спокойствие, что выше страха смерти. "Трать свою жизнь на то, что переживёт тебя", Б.Форбс. Если бы не было этого, так и не было бы шедевров и высших достижений в искусстве, в литературе, в науке, да даже и в политике и в государственной деятельности.
Творение может пережить творца:
Творец уйдёт природой побеждённый,
Однако образ им запечатлённый,
Веками будет согревать сердца.
(Микеланджело)
Что это, как не пример веры в коллективное бессмертие?
Если же у человека нет стремления творить, оставлять для людей результаты своих трудов, тогда человек перестаёт быть Человеком. "Если у человека нет цели, то жизнь его есть не что иное, как продолжительная смерть", Пьер Буаст.
Есть ведь ещё и такой вариант – человек становится разрушителем. Это когда его жизненная "философия" заставляет его искать спасение от страха смерти в самой смерти. Наиболее наглядный пример – Герострат (Клеон: "Твое имя будет забыто", Герострат: "Нет! Теперь оно останется в веках" – из пьесы Григория Горина "Забыть Герострата"). Во многом при совершении многих терактов, именно комплекс Герострата играл немаловажную роль для их исполнителей, обрекающих на смерть и себя.
Так что вот вам ещё и такой пример веры в коллективное бессмертие.
Эта вера есть. Задача в том, как её выправить, сделать её конструктивной. Для этого надо и к Новой Вере, и к критике существующих религий заведомо подходить с нормальных и гуманных рационалистских, позитивистских позиций. Оставшиеся же нам с прошлых тысячелетий "духовные" учения на самом-то деле лишь используют наш страх перед смертью, ещё более культивируют его. И так веками, из поколения в поколение. Надо ли удивляться тому, каковы мы есть, каково наше общество, и почему мы не становимся лучше? Только Новая Вера, Новое Духовное Учение, основной идеей которых является бессмертие не индивида, а сообщества СУЩЕСТВ РАЗУМНЫХ, может спасти нас и цивилизацию.
Личного же физического бессмертия отдельного индивида не существует. И его НЕ ДОЛЖНО И БЫТЬ, как бы мы о нём не мечтали и не надеялись на то, что оно будет достигнуто. Это не только против естественных законов природы (на победу над которыми надеяться-то вроде как и можно), это (что даже более важно) ПРОТИВ ЗАКОНОВ СУЩЕСТВОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ВСЕГО СУЩЕГО.
"Достаточно ну просто чуть-чуть подумать о том, что это такое – вечная жизнь, чтобы прийти в ужас или испытать беспросветно тоскливое чувство. Быть обречённым на вечность (что бы это ни значило) в чём-то страшнее, чем быть обречённым на смерть. Хотя в чём-то и заманчивей. Но в любом случае в идее вечности есть какое-то недоразумение. Может быть, потому, что рождается она не от ума, а от жаждущей жизни плоти и безумного в своем эгоизме и завистливости ума?" (Атеистические мысли о жизни и смерти, Валерий Кувакин). "Всё печально, что катится мимо, всё банально, что вечно живёт", Булат Окуджава.
Человек, уверовав в Бога, заботится лишь о спасении самого себя, своей души. У него нет заботы о спасении других людей, всего человечества (примеры подвижничества не в счёт, стремление к служению людям определяется не религиозностью, если же церковники утверждают обратное – это лишь очередной пример их лицемерия). Это эгоизм, эгоизм высшей степени. "Можно вести людей куда хочешь, искусно сочетая страх и надежду", Пьер Буаст.
Именно предстоящая неизбежная смерть делает человека Творцом, и именно поэтому-то и возможно существование и развитие цивилизации. Смерть является условием продолжения жизни, её развития, "вечная" жизнь – это угасание жизни. Это и есть Основной Закон Природы.
Но поскольку лишь какая-то часть действий и помыслов человека определяются его разумом, а всё остальное – это от животной натуры, ему плевать на мировые законы. Животный страх смерти загоняет его в любую подвернувшуюся нору. Он готов поверить и в возможность достижения бессмертия, и в воскрешение всех когда-то живших, и в загробную жизнь, и в реинкарнацию, да во что угодно, лишь бы заглушить, подавить этот страх. Например, жить по принципу – "гуляй, единова живём!" – девки, яхты, ванны из шампанского. Это кто денег дуриком отхватил. Или, как сказала одна бомжиха – "хоть бы пьяной-то умереть". Тут другая забота – а вдруг в этот момент денег-то и не окажется. И загульный миллиардер, и бомжиха – все перед смертью равны. И только Творец побеждает смерть.
Опубликовано:
06.11.2008 17:26
Создано:
06.11.2008
Просмотров:
3799
Рейтинг:
0
Комментариев:
1
Добавили в Избранное:
0
Ваши комментарии
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться
Тихо, тихо ползи, Улитка, по склону Фудзи, Вверх, до самых высот!
Пока ещё ни разу не пользовался этой опцией.
Пробую...
Хотелось бы организовать разговор о религии, о её влиянии на общество.
Обозначаю свою позицию: я - в качестве критика проводимой религионизации, "второго крещения" Руси.
Здравствуйте! Меня зовут Татьяна. Я зарегистрировалась на сайте "Что хочет автор", но пока не разместила там свои работы. И пока его не освоила. Не было времени. Но,судя по всему, сайт хороший. Так что успехов Вам!
При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на «Reshetoria.ru» обязательна. По всем возникающим вопросам пишите администратору.