Культура - это экология человеческого общества. Это та атмосфера, которую создаёт вокруг себя человечество, чтобы существовать дальше, чтобы выжить (Ю.М.Лотман). Может, и безнадёжны, но не бессмысленны усилия переделать людей и мир (автор неизвестен)
Утопия пятая. В этой утопии, в продолжение нашего разговора "за жисть" мы будем говорить о том, что современное состояние и развитие человеческой земной цивилизации требуют отказа от существующих религий. И, видимо, перехода к какой-то Единой Новой Вере, к Новому Духовному Учению. Которая объединяла бы людей, а не разъединяла бы их по разным конфессиям, не делила бы на правоверных и иноверцев. Которая придавала бы смысл земной жизни человека, а не утверждала бы, что наша жизнь земная является для нас лишь кратким преуготовлением к переходу в загробный вечный мир. Которая утверждала бы соблюдение общечеловеческих моральных принципов в обществе не потому, что они прописаны в тех или иных религиозных догмах, а как потребность, как необходимость для существования и развития человеческого сообщества, сообщества СУЩЕСТВ РАЗУМНЫХ.
Чем больше я размышляю над темой религий, тем более утверждаюсь в мысли, что очень во многом и многие несчастья и беды рода человеческого определяются изначальным вымыслом того, что веками и даже тысячелетиями утверждалось в обществе как некие Духовные Учения, провозглашающие себя наипервейшими носителями и оберегами морали, данной нам вроде как свыше.
С тем, что религия – это в основе и по сути своей вымысел, не согласится разве что уж совсем блаженный (разговор не о публичном согласии, когда, бывает, согласиться и непросто, а о согласии в душе, перед самим собой). Но большинство верующих, и даже многие из неверующих, считают всё же этот вымысел в целом для общества полезным, некой ложью во спасение. Так ведь нет этого – религия не помогает обществу в целом стать лучше, наоборот, утверждает в нём допустимость лжи. А в лживом обществе какой может быть разговор о морали? Одно лицемерие...
Религии существуют, это некая данность. Мало того, для того уровня развития общества, когда они создавались, их появление было неизбежным. Не было бы этих религий, были бы другие.
Какие бы они были? Было ли бы общество другим, если бы религии отличались от существующих? Или если бы их было ещё большее количество? Или, наоборот, сложилось бы так, что во всём мире была бы лишь одна религия? Были ли бы проблемы у человечества в этой ситуации, и какие? Вопросов много, ответы на них могут быть только гипотетическими.
То, что религии существенно сказываются на развитии, формировании общества – факт несомненный и очевидный.
Самые простые и достаточно близкие к теме религий примеры – это воздействие на сознание людей так называемых тоталитарных сект, деструктивных культов, очень расплодившихся в последнее время. Об отношении к ним, о критериях их оценки сейчас много спорят. Но ведь действительно, среди них есть такие, что просто лишают человека воли, полностью подчиняют его своему пастырю, гуру и т.д. "Традиционные" религии не спасают от их засилья – в выборе между несколькими обманами человек выбирает тот, что ему по каким-то причинам оказывается ближе. Люди, попадающие под влияние таких религиозных или псевдорелигиозных учений, порой радикально меняют отношение к жизни. Собственно, это не они меняют своё отношение к жизни – его им меняют за них другие. Американский психиатр Г. Сухдео пишет: "Современное общество так богато альтернативами, а люди вынуждены так много из чего выбирать, что часто не способны эффективно принять свои собственные решения. Они хотят, чтобы другие решали за них, а они будут следовать за ними. Часто люди готовы существенно ограничить свою свободу, лишь бы принести какую-то определенность в свою жизнь".
Или более общий пример продолжительного по времени воздействия духовных учений на развитие общества – ислам и христианство. Во многом эти религии очень разные. И надо признать, что менталитет человека мусульманского и христианского мира (человека – даже не обязательно религиозного) очевидно различен. Различны даже люди. Понятно, что ещё в большей степени различны сообщества людей, цивилизации, развитие которых, их культура, традиции во многом определялись той или иной главенствующей в них религией. Или, например, еврейская нация, тысячелетиями воспитываемая на Моисеевом "учении" (после прочтения, например, "Библейской правды" Давида Найдиса, про это "ученье" без кавычек писать уже нельзя).
Я, например, в большой претензии к исламу за то, что культура мусульманского мира ограничена запретом изображать людей, животных. Почему в результате придуманного людьми запрета, мы же и потеряли целое направление культуры очень большой части человечества? Ради чего эта потеря? Скажут – это не от людей запрет, это свыше. От кого? От Всевышнего? Так он, всё же, для всех нас один или нет? Если один, почему он другим это не запрещает? Значит, у кого-то из нас религия более правильная, чем у другого? У кого?
Мусульманские духовные деятели теперь-то нам объясняют, что "ислам запрещает лишь ваяние статуй или скульптур живых существ, а рисовать людей, животных, природу не запрещено, если на картинах не изображаются обнаженные люди или что-либо выходящее за рамки приличия". Но никакие объяснения (причём, частичные – на скульптурное-то искусство имеется запрещение в явном виде) не помогут уже теперь нам иметь то, что не было создано по причине каких-либо прямых или косвенных, совершенно искусственных ограничений и самоограничений.
Недавно у Орхана Памука ("Стамбул. Город воспоминаний") прочитал, что и среди мусульман тоже высказываются подобные сожаления. Хотя религия впрямую, понятно, не обвиняется, в мусульманском мире это не очень-то принято. Памук пишет про одного из турецких писателей: "Танпынар упрекает турецких романистов в нежелании замечать и описывать окружающий их мир и при этом, сравнивая своих современников и соотечественников с французскими писателями, напоминает, что Стендаль, Бальзак, Золя неплохо умели рисовать, а Готье и вовсе был настоящим художником".
Религии вносят в жизнь людей массу запретов и требований, часто совершенно ничем не оправданных, требующих порой немалых усилий для их соблюдения. Все эти искусственные запреты и требования, прописанные когда-то людьми, создают теперь для людей же множество проблем, как больших, так и малых (простейший пример – ношение хенджаба школьницей-мусульманкой, живущей не в мусульманской среде, например, в Париже). Ладно бы, если бы эти проблемы касались лишь людей религиозных – они сами себе такую планиду выбрали. Так ведь нет – они становятся проблемами для всего общества, и совершенно светские, нерелигиозные люди, также оказываются втянутыми в эти проблемы, в их какое-то решение, от них могут страдать или зависеть.
Религиозные люди болезненно, а то и с озлоблением воспринимают критику религии со стороны атеистов. Но настоящий, здоровый атеизм лишён воинственности. Понятие "воинствующий атеизм" – это не про атеистов. Не каждый человек, отвергающий для себя религию, является атеистом по своей сути, примитивное безбожие – это не есть атеизм. Так же, как не каждый религиозный человек является человеком порядочным и духовным, такой бездуховный "верующий" – лицемер и безбожник вдвойне.
Нормальный атеизм, это борьба не против религии как таковой, а против внесения религиозного мировосприятия в общественное сознание, в общественную философию, против того, чтобы религия каким-либо образом сказывалась, влияла на жизнь общества. Жизнь общества должна выстраиваться по законам морали, а не по религиозным догмам. Религиозные люди такой довод, как правило, не воспринимают, они отождествляют мораль с религией. Причём, получается, что только со своей религией. Религии ведь разные, пророки разные, что же, и мораль в обществе допустима разная?
Что такое религия? Это написанные некими людьми книги с заданием в них каких-то норм и положений морали и общественной жизни. Некие определённые люди берут эту идеологию на вооружение, внедряют её в общество различными мерами и средствами, вплоть до силовых. Власти, увидев в этой идеологии пользу для себя, её поддерживают – вот вам и религия.
Религии придуманы людьми. Для чего? Как бы общепринято считается, что религия полезна не только для поддержки верующего в его земной жизни, но и для общества в целом, она, видите ли, делает его лучше. Так ведь нет же этого!! Религиям тысячи лет, а общество лучше не становится. Хотя и происходят в нём определённые изменения (например, происходит смена строя с одного на другой, более прогрессивный – рабовладельческий, феодальный, капиталистический), но религия к этому никакого отношения не имеет. А если в моральном плане? Тоже ведь в обществе изменения происходят. То, что в средневековье считалось вполне допустимым и общепринятым, сейчас может выглядеть как дикость, а что-то, кстати, и наоборот. Но и здесь влияния религии нет. А если в чём-то это влияние и было, так этот факт, скорее, не в защиту религии, а в её обвинение. В те же средние века, например, знахарка, могла быть объявлена ведьмой и сожжена на костре. Сейчас это дико – тогда нормально. Так же и с сожжением на костре человека, сказавшего, что не Солнце вращается вокруг Земли, а Земля вокруг Солнца.
Эта дикость совершалась по воле церкви. А вот в уходе от неё ни церковь, ни религия никоим образом не способствовали. Если бы было возможно, они бы это состояние общества законсервировали. Это же реальная власть, причём без всякой ответственности, возможность жить сладко, жрать "от пуза", голову не загружать, талдычить "овцам" один и тот же Текст, да ещё и суд над ними вершить. Благодать!!..
Специально для религиозных приведу такую аналогию. Религия – это же не какая-то наука. Это вера. А вот теперь допустим, что в обществе начинает происходить некоторая переориентация – люди перестают верить в богов, а начинают верить лишь в предсказание судьбы по звёздам. Астрология – это ведь тоже не наука, это такая же вера. И вот начинают создаваться её институты, что-то наподобие Церкви. Она становится влиятельной силой в обществе, власти решили теперь именно её использовать для "работы с массами". Уклад общественной жизни начинает строиться по астрологическим прогнозам. Они – ежедневные, еженедельные, годовые – публикуются в прессе. То, что они нам сегодня не рекомендуют делать в связи с таким-то расположением звёзд, мы не делаем. "Овены" сегодня поступают только так, а "рыбы" и "раки" только этак. А тут ещё, оказывается, половина мира верит в одну систему астрологических предсказаний, а другая половина – в другую. Мало того, образовалось множество независимых астрологических течений, которые утверждают истинность именно их оценок влияния звёзд на наши судьбы. Между людьми, странами по этим вопросам стали возникать трения, а то так и непримиримая вражда. Начались "астрологические" войны, что-то вроде теперешней "войны цивилизаций"... Ну, и т.д., можете сами додумывать, особой фантазии прилагать не надо...
Вам это не понравилось? А мне, считающему религию ложью, почему должно нравиться жить в мире, жизнь в котором во многом определяется религиями, ложью и лицемерием?
Или вот представим такое. С появлением религий все поголовно стали верующими. Буквально все!!
Я так понимаю, что не могла бы появиться никакая наука. Зачем медицина? Тем более, например, хирургия – это грех, это вмешательство в творенье Божье. Современный пример – у Свидетелей Иеговы запрет на переливание крови. Они на Библию ссылаются. "Это постановление вечное в роды ваши, во всех жилищах ваших; никакого тука и никакой крови не ешьте" (Левит, 3:17). "...а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе", (Деяния апостолов, 15:20).
Зачем астрономия? Мы же знаем, что звёзды Господь приладил на твердь, которую он сотворил и небом назвал. А если какой-нибудь Джордано Бруно или Галилео Галилей в этом усомнятся, так в костёр их, или под страхом смерти заставить от своих сомнений отречься.
Зачем физика? Даже и математика нужна только на уровне арифметики – чтобы деньги у Анании с Сапфирой можно было пересчитать, обвинить в утаивании, предать смерти (Деяния святых Апостолов, 5:1-11).
Ни одной науке религия не способствовала, все они развивались религиям вопреки. Что, например, случалось с древними медиками, которые для изучения человеческого организма пробовали заняться паталогоанатомическими исследованиями? Думаю, их тоже сжигали в соответствии с религиозными установками. А сейчас какой-нибудь Патриарх Всея Руси, или папа Римский ложатся при необходимости на операционный стол, без зазрения совести пользуются трудами тех, кого гнобила их религия. Если бы общество не было способно к самооздоровлению, проходящему не только без участия в этом религии, а ей вопреки, и даже с немалыми жертвами, мы и сейчас бы ещё жгли ведьм на кострах.
Они, церковники пользуются плодами трудов и знаний, не с помощью религии полученных, а вопреки ей, её догмам. А вот скажете: какими плодами религии мы, общество пользуемся? Дайте хоть один пример...
Тогда примеры обратного. Мы живём в лживом, лицемерном мире, лживость и лицемерие которого во многом предопределены тысячелетиями существования в обществе института лжи – Церкви, насаждающей ложь в обществе, ранее – огнём и мечом, теперь – другими средствами. Мы живём в хрупком мире, разделённом по конфессиональному признаку, идёт "война цивилизаций".
Из сравнения религиозного подхода и материалистического. Ошибочные теории и гипотезы в науке – это не тупик, это нормальный процесс поиска. Наука в принципе не может быть в тупике, она всё время в развитии и в поиске ответов на всё новые и новые вопросы. Церковники, например, ухватились за критику теории Дарвина, потому что она не всё объясняет, есть в ней какие-то пробелы или даже нестыковки. Религия, не прилагая никакого труда, не занимаясь никакими исследованиями, используя исследования учёных же, находящих изъяны в теории Дарвина и занимающихся продолжением исследования мира, даёт своим "овцам" ответ, готовый уже давно, тысячи лет назад. Весь мир создал Иегова за 6 дней, сказал, что "это хорошо!" (кому сказал? сам с собой разговаривает? кто это слышал?), а на седьмой день он отдыхал – суббота у него выходной день.
Религия всё время в защите своих основ, догм, в значительной части выполняющих чисто практические задачи в помощь светской и духовной власти, в значительной части, мягко говоря, нелепых. Придуманных, кстати, людьми, ну, уж никак не умнее теперешних, но возведённых в ранг непререкаемых истин по причине потребности в этих догмах для светской и духовной властей. Вот и есть в этом вся суть религии. А если она, религия как-то и приноравливается под постоянно меняющиеся условия, то это лишь и именно приспособление, мимикрия. За несколько тысяч лет произошли просто-таки невероятные изменения в мире и в познании, в понимании этого мира людьми, религия же всё та же, с той же ветхозаветной чушью.
В защиту религий может быть выдвинут довод о том, что традиционная религия – это Духовное Учение, оно принято в обществе, существует многие века, в нём прописаны основные моральные принципы, религия помогает обеспечивать их исполнение.
Да, в религии эти принципы прописаны. Но это не религия их выработала. Прописаны они были создателями религий потому, что они существовали и раньше, были очевидны и естественны, наличие их в религии лишь повышало вероятность более простого, быстрого и надёжного её принятия. И для защиты её от критики – всё было очень умно продумано и предусмотрено. Религии создавались и, тем более, использовались для решения каких-либо социальных задач. Далеко не всегда этим принципам соответствующих.
То, что были, например, так называемые религиозные войны (хотя основной их причиной чаще всего являлась не религия, а политические и экономические интересы), то, что часто вера насаждалась с помощью меча (опять же – ради тех же интересов) – это дело прошлое. Сейчас между конфессиями относительно мирное сосуществование. Скажем так, что "передел сфер влияния завершён", причин для прямой религиозной конфронтации вроде бы нет (хотя к разговору об этом мы ещё вынуждены будем вернуться).
Насчёт "передела сфер влияния" – это без всякой иронии. Ведь вот посмотрите. Если мир разделён, в основном, на исламский и христианский, границы этого разделения определены и пока не нарушаются, то что же делается внутри этих миров, каждый из которых определяется принадлежностью к одной конфессии? Там не то чтобы просто мира нет (например: католицизм и православие), там идёт самая настоящая война не на жизнь, а на смерть (например: шииты и сунниты, или католичество и протестантизм в Северной Ирландии). Это куда как более наглядный и современный пример религиозных войн, использования каких-либо религиозных противоречий в достижении тех самых политических и экономических интересов.
Только сейчас Католическая церковь принесла покаяние "за проявления нетерпимости и насилия со стороны средневековой инквизиции", осудила "все случаи насильственного прозелитизма и фанатизма, осуществляемого от имени религии", попросила прощения за грехи, "совершённые католиками на протяжении многих веков в отношении православных христиан".
Духовные-то лидеры могут сколь угодно заявлять о миролюбии их религий. Но есть ещё подлые политики, и есть интересы, и никакие подобные утверждения не спасут нас от того, что именно религии могут использоваться в качестве катализатора и движущей силы для достижения этих интересов, или, наконец, просто для удовлетворения каких-либо шизоидальных амбиций. Да так оно на наших же глазах и происходит – вспомним, хотя бы, 11 сентября 2001 года.
Я атеист, могу позволить себе называть религию вымыслом, обманом. Никакое учение, в основе которого ложь, пусть это даже ложь во спасенье, не может выполнять праведную задачу. Разве что – лишь временно. Время ложных духовных учений должно уйти. Иначе придётся уйти в небытиё нам самим.
Мир вокруг нас меняется. Скорость его изменения нарастает в геометрической прогрессии – каждые 10-20 лет стоят ста предыдущих. Хотим мы этого или нет, но мир становится глобальным. Это объективная реальность. Одной из наиболее серьёзных опасностей для глобального мира, со всеми его проблемами и современными возможностями для собственного самоуничтожения, является деление его на части по конфессиональному признаку. Наличие многоконфессиональности в современном мире – очень большой дополнительный фактор риска. То, что было сказано в Библии о смешении языков для разных народов "чтобы один не понимал речи другого", в ещё большей степени относится к делению человечества по принципу поклонения разным богам.
"И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; сойдём же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город [и башню]. Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле" (Первая Книга Моисеева. Бытиё. Глава 11, стихи 6-9).
В том, что я поместил на обложку книги иллюстрацию картины Питера Брейгеля Старшего "Вавилонская башня", мои оппоненты из воцерковлённых (это их термин) нашли какой-то срытый смысл и умысел (тут уж ничего не поделаешь, символы, ритуалы, подразумевание одного под другим – это на первом месте). Я им отвечаю, что никакого умысла в этом нет, Брейгель очень удачно проиллюстрировал Библию, мне его картина нравится, и что Вавилонская башня – это напоминание о том, к чему приводит непонимание друг друга.
Мне отвечают: "Вавилонская башня – это напоминание того, к чему приводит нежелание понимать Бога. Господь просто рассеял людей в разные стороны, в надежде, что по отдельности они могут скорее опомниться". И приводят слова из Библии, предшествующие процитированному мною фрагменту: "На всей земле был один язык и одно наречие. Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там. И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли. И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие" (Первая Книга Моисеева. Бытиё. Глава 11, стихи 1-5).
Причём особый упор мои оппоненты делают на слова – "сделаем себе имя". Толкование религиозных текстов – это же целое искусство (в одной из глав мы будем об этом говорить). Есть даже наука – герменевтика, или экзегетика о принципах их интерпретации. А ещё и проблемы перевода. Например, исследователи Библии говорят, что слова "прежде нежели рассеемся по лицу всей земли" в переводе с иврита означают "чтобы мы не рассеялись по лицу всей земли". Смысл уже довольно-таки другой.
А ещё интересен довод: Господь сделал это "в надежде". Это что же, Бог всё делает методом "тыка", на авось? Хорош творец... Собственно, так оно и получилось, как в песне Аллы Пугачёвой про незадачливого волшебника-недоучку: "Ночью мне снится сон – плачут коза и слон, плачут и говорят: "Что с нами сделал ты?!"
Но всё же – за что наказал Господь строителей Вавилонской башни? А вот за что – "Злоумышленники отказались служить орудием Бога в управлении миром" (Мартин Бубер). Если с точки зрения атеизма и философского, не догматического видения жизни, то эпизод из Библии о Вавилонской башне (как, собственно, и вся Библия) её авторами был прописан с целью подчинить людей единой Божьей воле. Можно согласиться, что людьми того времени это виделось необходимым условием для выживания человеческого сообщества. И, возможно, в чём-то они были правы. Но мир изменился. Должны ли мы жить по идеям людей, живших тысячи лет назад?
"Человек развил свой разум настолько, что стал способен раскрывать загадки природы. Но, стоя на пороге нового мира, он попал во власть мифов и организаций, которые сам создал. Единственное, что может спасти нас от самоуничтожения – это способность пробиться к реальности, скрытой за многослойной толщей лжи и идеологий" (Эрих Фромм).
"Мир возможен лишь в той мере, в какой человечество в целом откроет для себя основное призвание – быть одной семьёй, семьёй, в которой достоинство и права отдельного человека, каков бы ни был его статус, раса или религия, принимаются как первостепенные и более важные, чем любые отличия или особенности" (Иоанн Павел II).
"Идеология и религия существуют для людей, а не наоборот. Идеология и религия вторичны. Мы должны понимать, что главное – человечество" (Далай-Лама XIV).
Я не занимаю позицию противостояния религии. Религия – это не то, чему надо "противостоять". Это очень большая и важная часть нашей истории. Это большой и во многом благодатный пласт общечеловеческой культуры. Противостоять надо тому, что продолжает нас держать "во власти мифов и организаций, которые мы сами создали".
Во-первых, это наше ошибочное мнение о том, что религия помогает нам утверждать и соблюдать моральные принципы. Нет этого, и не было никогда. "В Библии дана только одна заповедь: частица "не" с глаголами пишется раздельно. Всё остальное – примеры" (анекдот). "Моисей – изобретатель десяти наиболее часто нарушаемых законов" (Леонард Луис Левинсон). То, что религия помогает в чём-то отдельным людям, не означает вовсе, что общество от этого делается лучше.
А если, не дай Бог, церковь, как институт религии, получает реальный доступ к власти, начинается просто мракобесие – вспомним средневековье в Европе. Потому и мракобесие – когда религиозные институты реальную власть получают, её же надо постоянно утверждать и удерживать, а поскольку в основе этой власти – ложь, значит, и утверждение её может быть только путём лжи и жестокости. Совестливый человек – он и с религией совестливый, и без неё. А бессовестного, порченого человека религия праведником не сделает. Религия, которая и сама-то на обмане основана. Избавляясь от религий, мы уменьшаем количество лжи в обществе, это заставит нас, наконец, задать себе вопросы и искать на них ответы – что есть ложь, общественная ложь, её воздействие на общество, пути избавления от неё. Надо уходить от подмены духовности на религиозность, это не совсем одно и то же.
Во-вторых, это уверенность властей (отнюдь не ошибочная, по крайней мере – до достижения современного уровня развития общества) в том, что религия помогает им управлять подвластным народонаселением.
Когда вы будете читать эту книгу, обнаружите, что более половины её вроде как вовсе и не по теме религий. Говорится о недопустимых способах противодействия терроризму, о "президентском возмездии", о власти и о нашем к ней отношении, о сексуальных меньшинствах, о лжи и лицемерии в обществе. Действительно, эта книга не только лишь о религии. Она о том, что названо экологией общества и его сознания. Наше же отношение к религии составляет в этой экологии очень значительную часть. А все эти вопросы – о терроризме, о власти, о смысле жизни, о смерти и т.д. – как раз о том, что религия совершенно не помогает их нам решать, или решает их ложно, путём перетолковывания каких-либо догматов. А также о том, что когда мы сопротивляемся устоявшимся нормам, мы можем порой оказаться в каком-то вывихнутом, не совсем нормальном состоянии (показательный пример – вопрос о сексуальных меньшинствах, о нём мы будем далее говорить).
И ещё. Эта книга написана не писателем, не учёным и не философом. Она написана одним из вас. В защиту и оправдание своей "доморощенной философии" хочу сказать, что автор совершенно искренен со своим читателем, всё, что здесь написано, им выстрадано, многажды обдумано и передумано бессонными ночами.
И всё же – за религию мы пока ещё цепляемся... Какими бы, мол, лживыми религии ни были, а всё какая-то вера, помощь слабому духом человеку. Отвергнув же религии, мы останемся в безверии. Но оглядываешься кругом и видишь, что оно и сейчас и везде – безверие. Хуже того – прикрытое лицемерием. Я никоим образом не хочу обидеть искренне верующих, но ведь в подавляющей-то части общества это именно так. Духовные учения, основанные на обмане, пропитали всё общество ложью, ханжеством и лицемерием. Это стало к ним обязательным приложением. Духовно неразвитого, порченого человека религия для общества не спасает. А ведь именно от таких людей наибольшая угроза другим. В чём-то религия помогает лишь тем, у кого здоровое начало и так имеется. Для того, чтобы оно проявилось и заработало, нужен какой-то толчок, это вовсе не обязательно должна быть религия. "В большинстве своём люди вовсе не злы. Люди поступают плохо и навлекают на себя вину потому, что говорят и действуют, не представляя себе последствий своих слов и поступков. Они лунатики, а не злодеи" (Франц Кафка).
Конечно, с верой-то проще. Ведь хочется верить, что твой приход в этот мир не случаен. Что есть какая-то Сверхидея, Сверхзадача, есть какой-то Высший Смысл в твоей земной жизни, пусть и не во всём понятный и объяснимый. Но он есть...
Нужна ли нам Новая Вера, Новое Духовное Учение? Прихожу к убеждению, что нужна. Но вера без всякой лжи, разве что лишь с какой-то небольшой недосказанностью относительно Высшей Идеи. Недосказанность эта совершенно объяснима – Высшую Идею, Высший Смысл мы можем полностью и не познать, можем лишь их предполагать, в них верить.
Попробовал сформулировать положения Нового Духовного учения (не "сформулировать", конечно, – ничего нового и абсолютно своего я здесь сказать не смогу):
Человеческая жизнь представляет собой абсолютную ценность.
Но она конечна. Естественное её завершение является неизбежным и закономерным.
Каждый человек – частица общества.
Чем более развит человек, тем совершенней общество.
Человек способен к развитию и совершенствованию.
Сообщество людей способно к развитию в ещё большей степени.
Обществу ценен каждый человек, оно за него ответственно.
Существование человека неотрывно от общества.
Дальнейшее существование человечества возможно только при снижении уровня лжи и лицемерия в обществе, при повышении его культуры, то есть, улучшением экологии общества.
Гипотеза об уникальности человеческой цивилизации (то есть о наличии её во Вселенной в единственном числе) ничем не опровергнута. Цель и задача земной цивилизации – не дать самой себя погубить, сохранить себя через своё развитие, совершенствование, гуманизацию. Не дать погубить единственную цивилизацию во Вселенной никаким внешним силам – ни планетарного, ни космического масштаба. Со временем заселять другие планеты, другие звёздные системы, другие галактики. Задача человечества – обеспечить своё существование до тех пор, пока существует Космос. То есть – вечно.
Смысл и радость человеческой жизни именно в этом – с каждым поколением улучшать, совершенствовать, развивать общество для возможности выполнения этой задачи. Возможно, в этом и есть Высший Смысл появления разумной жизни во Вселенной.
Жизнь на Земле начинается не с рождения отдельно взятого человека, и не заканчивается с его смертью. Каждый человек, его жизнь – это лишь малое, но очень важное звено в бесконечном пути, предстоящем всему Человечеству.
Скажете – какие-то фантазии, утопия. А истово, до смертоубийства верить в сказки, или веру в эти сказки подло использовать – это, значит, нормально? Очевидно, что такая мечта, осуществление которой в принципе-то возможно и никак не исключается, будет работать на оздоровление общества, его сознания, на объединение общества единой идеей. Конечно же – это утопия. Но это, несомненно, полезная утопия, полезная для общества в целом, соответственно, и для каждого человека. Чего нельзя сказать о религиях.
1. Религия изначально основана на обмане. И в то же время она объявляет себя носителем морали, и это как бы в обществе признаётся. Такое сочетание несочетаемого определяет то, что ложь и обман в межличностных, межобщественных отношениях не являются чем-то исключительно аморальным, допускаются "в зависимости от ситуации", следовательно, допускаются вообще. Что мы, оглянувшись вокруг себя, ежедневно и наблюдаем.
2. Ценность и смысл жизни человеческой подменены на обещание личной для каждого отдельного индивида вечной и райской загробной жизни. Это для человечества очень вредно. В сознании людей фиксируется временность их пребывания на земле, без ощущения необходимости участия и ответственности за то, чтобы делать справедливой и счастливой земную жизнь, а не вымаливать у Бога лишь лично для себя рай на небе. Уверуй и спасёшься. Спасёшься ТЫ, хоть всё вокруг пусть гибнет и рушится.
3. Мир становится глобальным. Деление его по конфессиональному принципу становится для человеческой земной цивилизации всё более опасным.
Мотивация всего общества в целом – это не всегда и не совсем то, что есть личная мотивация людей, это общество составляющих. Общество близко к идеальному, если в основных своих идеях мотивации и людей, и общества совпадают. Если бы идея о сохранении человеческой цивилизации, о стремлении к исключению из нашей жизни всего, что вопреки этому, овладела бы обществом и нашим сознанием так, как мы сумели это сделать с такой "идеей" как религия, это же насколько бы мы и наше общество стали бы лучше.
Я – атеист, но не воинствующий атеист. Отношусь к религии как, к своего рода, аутотренингу. Если кому-то с ней легче, вот и хорошо, пусть он её для себя для этого и использует. Но я категорический противник какой-либо подмены духовности религиозностью, признания за религией единоличного права на установку в обществе моральных ценностей. Да и вообще – права на это. Создавалась она в других, в "практических" целях, в которых со всем лицемерием веками и используется – в этом её зло, одно из прочих. "Не удивительно ли, что люди так часто воюют за религию и так редко живут по её предписанию?" (Георг Лихтенберг).
Атеисты, определившие основной своей задачей лишь борьбу с религией, её "разоблачение", не выходящие при этом на проблемы общественные, социальные, психологические, вряд ли в этом своём упорстве во многом лучше религиозных ортодоксов. Такую их деятельность, "борьбу с попами", я называю "прозелитизмом наоборот". Атеизм – не самоцель. Борьба с религией должна быть не в том, чтобы с ней "бороться", а в том, чтобы менять отношение как к ней, так и ко всякой иной лжи. А ещё в том, чтобы искать ей равноценную замену. Думаю, что ничего для этого не может быть лучше, чем идея спасения человеческой земной цивилизации и сейчас, и в ближнем будущем, и в самом дальнем.
Конечно, для отдельного человека становиться лучше не так-то просто. Это и само по себе сложно, да и желания-то особого нет. Вот если бы вам предложили каким-то образом, даже без приложения каких-либо ваших усилий, отбросить, избавиться от всего зла, имеющегося в вас, согласились бы вы? Не избавиться от каких-то недостатков, мешающих вам быть более успешными, а стать добрее, отзывчивее, стать менее способными ко злу, ко лжи, к лицемерию. Думается, не столь уж многие из нас воспользовались бы такой возможностью. Во-первых, себя-то мы не считаем настолько плохими, чтобы от чего-то в себе какими-то искусственными мерами избавляться. Во-вторых, в результате такого изменения только сложнее будет жить в этом злом мире. Ведь став лучше, остаёшься на том же месте, в тех же условиях, в том же окружении. Вот если бы одновременно, и на столько же (никак не менее!) и другие стали бы лучше, тогда бы, пожалуй, и можно было согласиться на какие-то изменения в себе. Да и то – как бы не оказаться вдруг добрее других, то есть – беззащитнее и ущербнее. Бессовестному-то ведь легче. И так вот и все... Заколдованный круг. Надежда есть лишь на изменения в последующих поколениях.
Вот сказал о будущих поколениях и поймал себя на том, чему сам являюсь противником. Я против пустых и бесплодных мечтаний. Человек, если говорить о человеке вообще, по внутренней сути своей не сможет, никогда не станет лучше. По Николаю Амосову – 70% животной природы в человеке есть и всегда с ним будут. Меняться же всему обществу, вообще-то, проще. Что, если непредвзято посмотреть на всю историю человечества, мы и наблюдаем. Общество, состоящее из неменяющихся, в общем-то, индивидов, развивается, совершенствуется. В этом нет никакого парадокса. За тысячелетия человек в сути своей не изменился. Изменения же в обществе за это время несомненны – один строй приходит на смену другому. Это и есть совершенно наглядный пример Коллективного Разума. Сейчас перед нашим Коллективным Разумом стоит очень важная и неотложная задача – перейти от Духовных Учений, изживших себя, становящихся просто-таки опасными для Общества на данном этапе его развития, к Новому Духовному Учению, к Идее Здравого Смысла.
Тема этой книги – это разговор о морали, об общественной философии, о гуманизации, об "экологии" общества. Без работы в этих направлениях бессмысленны рассуждения о каких-то схемах, новых принципах устройства и организации и т.д. в таких направлениях как экономическое, идеологическое, общественно-политическое и проч., и т.д., и т.п.
Таких схем и устройств общества было опробовано тьма тьмущая, начиная с древнегреческой демократии, а, может, ещё и ранее надо брать – с первобытно-общинного строя. Ничего принципиально нового мы здесь не придумаем и не скажем.
А вот то, что за всё время существования цивилизаций, практически никогда не ставилась задача улучшения общественной морали (за исключением, может быть, той же Древней Греции) – вот это уж точно.
Единственно, кто этим вопросом решил заняться (кроме философов, но они занимались лишь теорией) – это религии, церковь. Но поскольку с самого начала церковь занималась этим с совершенно очевидным уклоном и целью – не развивать души, а повелевать ими, – то с обществом за эти тысячелетия получилось то, что получилось. Понятно, что не одна церковь тому виной – более всего тут "виновата" сама природа, натура человеческая, церковь это лишь использовала.
"Покончить с утопиями – это и есть утопия" (Томас Молнар). Переделать мир, а тем более – людей, практически невозможно. Но нельзя не стремиться делать это. Иначе мир погибнет быстрее, чем ему суждено. В этом-то и есть вся небессмысленность этих усилий. И не так важно, что результаты такой работы нам, может, и не суждено будет увидеть. Важно лишь, чтобы работа эта была начата.
Как это сделать? Не знаю... Давайте думать вместе.
Опубликовано:
19.10.2008 11:59
Создано:
08.2007
Просмотров:
5069
Рейтинг:
0
Комментариев:
8
Добавили в Избранное:
0
Ваши комментарии
Не надо просить прощения за то, за что просить прощения не надо (прошу извинить мне такой каламбур). Ничем вы меня не обидели, мне приходилось уже писать, что обидеть меня на форуме невозможно – я по-философски подхожу к оценке и своего собеседника, и того разговора, который у нас с ним складывается. В данном случае предмета для разговора, интересного для меня разговора, я не увидел. Поэтому и написал, что не имею желания его продолжать.
Но небольшую попытку всё же сделаю. Вам не понравилось, что я назвал ваш стиль разговора агрессивным. Опять лишь один пример:
"Атеизм также можно назвать вымыслом, сказкой, фантазией. Причем, довольно убогой. Верить в то, что Бога нет, только на том основании, что ты его не видишь, и тебе никто не может предъявить вещественные доказательства – глупо".
То есть, это ведь я, по-вашему, глупый человек с убогой фантазией... Это ли не есть агрессивный тон?
Но дело даже и не в этом...
Ладно, давайте остановимся на этом вашем высказывании.
Если, мол, что-то невидимо, например, Бог, это ещё не может являться основанием для утверждений, что этого невидимого нет вообще.
Правильно я вас понял?
Идём дальше. Невидимого, но реально вокруг нас и в нас существующего – прямо-таки тьма. Уж чего проще – радиоволны. Думаю, вы сотовым телефоном пользуетесь? А радиоволны кто-нибудь реально видел? Или магнитные волны? Атомы, электроны, протоны, гравитоны, нейтрино, антиматерию... Конечно, физическое наличие многих из таких невидимых вещей мы можем обнаружить и подтвердить различными исследованиями, наконец, просто реальным их использованием, ещё раз повторю – тот же мобильник, который с помощью радиоволн работает.
Идём ещё дальше. А ведь есть такие невидимые и как бы реально не существующие вещи, как наши чувства. Есть ли на свете любовь? В каком физическом виде эта штука существует, как она выглядит? Или это какой-то продукт какого-то из органов человека? Какого? Сердца? Мозга? Печени? А может – души? Кстати, а это что такое? Душу кто-нибудь видел? Есть ли она вообще? Или, может, её нет? А есть ведь ещё и низменные чувства – зависть, ненависть и т.д. Наличие этих чувств вы ведь отрицать не будете? Так, может, и Бог – это вот что-то такое и есть, не то чтобы реально существующее, но и наличия чего отрицать нельзя? Вполне возможно...
А вот ещё вам такая невидимая вещь – Интернет! Я не о физической его части говорю – каналы связи, модемы, компьютеры и т.д. Говорю в данном случае о нём, как о каком-то общественном явлении, во многом изменившим уклад жизни для тех, кто в Интернете, можно сказать, живёт. Для кого-то в лучшую сторону изменившим, для кого-то – в худшую (вирусописатели появились, компьютерные мошенники и т.д.).
Может, религию можно в чём-то с Интернетом сравнить? Некоторые параллели есть...
А ещё ведь в Интернете такая интересная вещь есть, и тоже вроде как не совсем физически-реально существующая – ПО, т.е. программное обеспечение. Имеется в виду не CD, на котором это ПО записано (это-то вполне осязаемый физический предмет), а как некий продукт мозговой деятельности человека. А ведь они разные, эти самые ПО бывают. Бывают и с глюками, а то так и просто вредоносные. Вот вам ещё одна интересная параллель с религией.
Пока достаточно. Возможно, разговор будет продолжен, но хотелось бы, чтобы именно на уровне рассуждений и размышлений.
Дорогой, Виктор, если Вы, называя религию злом, а верующих (кроме блаженных) лицемерами, считаете, что не наносите им оскорбления, то Вы не можете считать оскорблением мои слова о том, что атеизм - глупость. Согласны? И потом, сказать, человеку, что учение, приверженцем которого он является – глупость, не значит обозвать его глупцом. Каждому человеку свойственно заблуждаться, но, уважая человека, мы не обязаны уважать его заблуждения.
Радиотелефоном я пользуюсь, и Интернетом также (там, кстати, тоже электромагнитные волны). Но, я приведу другой пример. Вот, наука утверждала, что Солнце вращается вокруг Земли, теперь она утверждает обратное. Я это к тому, что наука может заблуждаться, и у нас нет основания считать, что научная картина мира в будущем не будет отличаться от нашей также, как современная астрономия от представлений древних ученых. Кто знает, может в будущем кто-то скажет про нас: эти древние люди наивно верили в радиоволны, а на самом деле их мобильные телефоны и радиоприемники работали совсем по другой причине. Как видите, оснований верить науке не больше, чем верить религии. Чем больше человек узнает, тем больше у него возникает вопросов. И, чем больше у человека область знания, тем больше вокруг него образуется непознанного. Это утверждение древнегреческих философов сейчас является одним из фундаментальных законов информатики. В настоящее время наука зашла в тупик, она часто не понимает даже сама себя. Если когда-то Аристотель был ходячей академией, то нынче математик может не знать физики, а химик астрономии. Одни известные психологи практикуют психоанализ, другие, не менее именитые, считают его шарлатанством. Что уж говорить о такой науке как философия, ее справедливо называют нагромождением противоречащих друг другу и друг друга пожирающих теорий. Наука давно запуталась и потеряла корону всезнайки, иначе бы люди так массово не обращались к оккультизму. Она помогает решать насущные проблемы человека, дает нам новые технологии и лекарства (не будем умолять ее заслуг), но не отвечает на главные философские вопросы: кто мы, такие; что такое этот мир; зачем мы живем. Этот ответ дает религия или другие мировоззренческие системы (атеизм, агностицизм). Последний, правда ответа не дает, но это тоже позиция.
"...называя религию злом, а верующих (кроме блаженных) лицемерами…"
А зачем передёргивать? Придётся процитировать здесь то, что я говорил о приверженцах религии (на Решетории это моя публикация "О религии"):
1. Те, кому она нужна для облегчения собственной жизни, склад психологии и мировосприятия у них такой. Нет проблем!! Верьте хоть в Бога, хоть в чёрта, в астрологию, в зелёных человечков, в переселение душ, в чёрную кошку - во что угодно! Но, пожалуйста, так, чтобы это никоим образом не касалось ни тех, кто ваши верования не разделяет, ни общества в целом. Согласитесь, что о религиях этого никак не скажешь. Одна "война цивилизаций" чего стоит. В ней гибнут без разбора - что верующие, что атеисты. Люди нерелигиозные могут страдать от проблем, возникающих на религиозной почве, вынуждены эти проблемы как-то и для себя, и для общества решать. Но виноваты в этом не те, кто верует...
2. Второй тип - это те, кто считает, что религии нужны для поддержания морали. Иначе, мол, в обществе вообще хаос настанет. Это же надо так не понимать и не любить людей! Готовы мораль в обществе за счёт лжи укреплять... Ведь если есть религия, в какой-либо степени определяющая общественное сознание, в основе которой всегда и обязательно - ложь, значит всегда найдутся оправдания и самооправдание для любой другой лжи.
3. Третий тип, самый циничный. Это те, кто напрямую используют религию в каких-либо своих или, по их пониманию, в общественных целях - власть, церковники, политики. Они, видите ли, полагают, что с помощью религии им легче народ по пустыне водить.
Верующих (я их называю религиозными, считаю, что так точнее, а ещё они себя называют "воцерковлённые") я лицемерами, как видите, не назвал. К лицемерам относится второй тип (лицемерят из "добрых начинаний") и третий – это злостные лицемеры.
Теперь по основной части вашего сообщения. Вы его посвятили критике науки.
"Вот, наука утверждала, что Солнце вращается вокруг Земли, теперь она утверждает обратное".
Да наука находится в постоянном развитии. И правильно вы говорите, что когда-то что-то из сейчас нами принимаемого за истину, может быть исправлено, дополнено, или даже опровергнуто? Ну, так и что?! Это же не недостаток науки, а её достоинство – она всё время в развитии.
Вы же вроде как взялись противопоставить науку и религию. Наука, мол, сегодня одно говорит, а завтра может сказать другое.
Извините, это вы всерьёз о достоинстве религии перед наукой за то, что она своё "мнение" никогда не меняет?
На этом можно бы наш разговор закончить.
"О чём говорить-то, когда говорить не о чем" (это мне двоюродный брат, учившийся когда-то на режиссёра, рассказывал, что когда в театре массовка изображает разговор в глубине сцены, то они эту фразу с различными интонациями, мимикой и жестами друг другу произносят; так вот и у нас получается).
Но всё же – небольшие тезисы по религиоведению.
Если бы не наука, мы бы так по "познаниям" религии и жили, что это даже не Солнце вращается вокруг Земли, а что:
"И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и отделяет она воду от воды. И создал Бог твердь; и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так. И назвал Бог твердь небом " (Быт. 1. 6-8).
"И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной, для отделения дня от ночи, и для знамений, и времён, и дней, и годов; И да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светили на землю. И стало так. И создал Бог два светила великое: светило большое, для управления днём, и светило меньшее, для управления ночью, и звёзды; И поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю" (Быт. 1. 14-17).
Но любознательный человек сказал, что Солнце, Луна и звёзды не прикреплены к небесной тверди, никакой тверди нет.
А другие любознательные, еретики, понимаешь, пошли ещё дальше – это, по их словам, Земля вокруг Солнца вращается. В костёр их!
А ещё еретики нашлись – это не Бог создал человека ("и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь"), а человек произошёл от обезьяны (кошмар!!).
"В настоящее время наука зашла в тупик, она часто не понимает даже сама себя".
В какой тупик, о чём вы?
"Чем больше человек узнает, тем больше у него возникает вопросов. И, чем больше у человека область знания, тем больше вокруг него образуется непознанного. Это утверждение древнегреческих философов сейчас является одним из фундаментальных законов информатики".
А знаете, как это закон очень просто графически показать? Возьмите лист бумаги, посреди поставьте точку. Точка – это то, что мы знаем, всё остальное – непознанное. Нарисуйте вокруг точки небольшой кружок. Это область наших знаний расширилась, мы стали знать больше. Но увеличилась и граница наших знаний с непознанным. Нарисуйте кружок ещё большего диаметра. Знаний стало ещё больше, но мы видим, что непознанного стало лишь больше. Вот вам и известное выражение: чем больше я знаю, тем более я знаю, что ничего не знаю.
Для науки, для человека нет пределов в познании непознанного.
Религии же, созданные сказочниками несколько тысяч назад, "знают" всё.
Вот вам одно из зол религии – ничего познавать не надо, всё что вам надо прописано в "священных писаниях". Вы только слушаете церковников, которые вам истину от Божьего говорят, да будьте послушны властям: "Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению".
У меня были претензии к конкретной фразе: "с тем, что религия – это в основе и по сути своей вымысел, не согласится разве что уж совсем блаженный" – из этой фразы следует четкая логическая цепочка. Либо честный человек соглашается с тем, что религия вымысел, следовательно, он уже не верующий. Либо он блаженный. Впрочем, возможно Вы вкладываете в это слово положительное значение, в чем я сомневаюсь: для атеиста "блаженный" синоним "сумасшедший". Либо он человек не честный. Да и в приведенных цитатах не очень то Вы жалуете верующих. "Для облегчения собственной жизни" – т.е. люди слабые.
Науку и религию я не противопоставляю (в каком месте?). Наоборот, я говорю о том, что у религии своя сфера, у науки своя. А если критикую науку, то что из этого? Науку следует критиковать, ради ее же пользы. Далее, по науке. Вот этот кружок незнания, который Вы совершенно правильно привели, и продолжает расти, и с каждым годом его все сложнее расширять. Фундаментальная наука запуталась, неужели Вы этого не видите? Еще в двадцатом веке ученые были во многом единодушны, а теперь трудно найти сферу, где ученые были бы во всем согласны. Могу привести еще примеры. Генетические добавки – одни считают, что это спасение человечества от голода, другие, что зло. Общая теория относительности Эйнштейна – одни физики признают ее, другие нет. И самое скверное, что нет человека, который бы ориентировался во всей науке в целом, как когда-то древнегреческие философы. Нет связующего звена. Им должна бы быть философия, да вот не вытягивает. Если так будет дальше, то отдельные отрасли науки будут все дальше и дальше расчленяться, пока ученые вообще не разучатся понимать друг друга. Эта проблема существует. Я это только к тому, что не надо идеализировать науку. Да, она развивается, а Вы уверены, что в ту сторону, которую нужно? Да, есть плоды, но я говорю о фундаментальной науке, о познании мира. Ну, изучают геном человека. Пока что идет накопление информации, а вот ее обработка и выводы… с выводами, боюсь, проблемы. Обещали раскрыть все секреты еще несколько назад, а где? Молчание.
Теперь, специально для Вас, по приведенным цитатам. Почитайте рекреоционистов. Небесной твердью они называют систему движения космических тел. Разумеется, что для землян, Солнце - светило большое, а Луна – светило маленькое, и движутся они строго по определенной системе. Так что, как видите никакого противоречия астрономии. Более того, фразу "да будет свет" некоторые из них считают соответствующей теории Большого Взрыва. Я в эти дебри вдаваться не хочу, просто привел в опровержение.
Кстати, говоря об инквизиции, Вы упускаете одну немаловажную деталь. А кто бросал ученых в огонь? Только церковники? Но, извините, как малограмотный поп, с трудом знающий Библию и другие церковные книги, мог отличить "правильную" науку от "неправильной". Все дело в том, что тогда ученые были также представителями духовенства. К примеру, Джордано Бруно был священником. И, если были неугодные ученые, еретики, значит были и угодные, правильные, которые одобряли действия инквизиции. Да и многие инквизиторы для своего времени были довольно образованные люди. Кстати, не помню, говорил я или нет, наука вышла из религии. Даже названия: доктор, кафедра и т.п. – католические. Так вот, и соответственно, людей на костер отправляли не только церковники, но и ученые. Но, если католическая церковь хоть на словах покаялась, то представители науки вроде не извинялась за уничтожение своих коллег. Я, конечно, понимаю, что проще всего объявить себя духовным наследником Джордано Бруно, а не его убийц, но кто знает, кто ты на самом деле. Кстати, можно еще вспомнить академика Лысенко, преследование генетиков прекрасно описанное в «Белых одеждах» Дудинцева. Чем не инквизиция? А ведь религии никакой там не было – наши советские ученые-атеисты. Так что не стоит все мировое зло видеть в церковниках. Ученые тоже отметились, да еще как.
А насчет того, что верующему ничего не надо познавать – это заблуждение. Вон академик Павлов был верующий, а сколько сделал в физиологии? Вера – одно, наука – другое.
Да, понаписали вы всего... Отвечать придётся :-). Не знаю только, как приступиться, придётся как-то разбивать на мелкие тезисы.
"..следует четкая логическая цепочка. Либо честный человек соглашается с тем, что религия вымысел, следовательно, он уже не верующий.."
Давайте конкретно, на маленьком, почти детском примере.
Творя мир, Бог всё время приговаривал, что "это будет хорошо". Кому он это говорил? Он что, сам с собой разговаривал? Кто это слышал, и кто видел как он "творил" чтобы это всё в деталях в библии описать? Почему он всё время с удовлетворением подтверждал, что "это хорошо", как будто не был уверен, что это так и будет? Он, что, не по плану это всё творил, на удачу? Почему, после его утверждения, что "это будет хорошо" так в итоге-то не вышло?
Выходит, всё шло против его воли? Он не предвидел как это всё обернётся? Так он, всё же, Бог или не Бог?
И вообще, что он себе думал? Не успел сотворить Адама и Еву, как змей-искуситель (а это что за личность? откуда он-то вдруг взялся? его тоже Бог создал? зачем? из вредности?) соблазнил их ко греху (с какой стати лицемерные церковники отнесли совокупление к грехам? Бог ведь сказал "плодитесь и размножайтесь"). Тут вообще без бутылки не разберёшься…
Приведу небольшой фрагмент из книги Давида Найдиса "Библейская правда":
"Как же выглядел Адам, первый человек на необитаемом полуострове, который построил Бог? Библия не приводит никаких подробностей о его внешности. Знаем только, что он был подобен Богу, точной копией Его.
В таком случае, как же выглядит сам Господь? Какого Он роста – как скандинавы или как пигмеи, которые тоже, вроде бы, созданы по образу и подобию Бога? Какого цвета его кожа? Многие африканцы верят, что Бог – чернокож, и попробуйте убедить их в обратном!
Красив ли Он, как Ален Делон, или уродлив, как Квазимодо?
Есть ли у Него детородный член? А если есть, то на что Ему это украшение? Растут ли у Него волосы на груди?
Десятки подобных каверзных вопросов напрашиваются сами собой при размышлении над скупой информацией, что человек создан по образу Божьему.
Некоторые ученые (надеюсь, что не все!) ошибочно утверждают, что человек, видите ли, вовсе не создан Богом, а произошел от обезьяны в результате многовековой эволюции. Им, очевидно, приятнее считать своим предком не Адама, а какую-то макаку. В качестве доказательства они приводят факт наличия у человека копчика. Как будто копчик способен что-то доказывать!
Они имеют наглость утверждать, что копчик – это, видите ли, остаток хвоста, который был у обезьяньих предков человека, что это – так называемый атавизм.
Что можно сказать в ответ на такую ересь? Только то, что раз есть копчик у человека, значит, – есть он и у Господа Бога! Интересно, осмелятся ли эти горе–ученые утверждать, что и сам Господь Бог произошёл..."
А притча с Вавилонской башней? Ещё фрагмент из "Библейской правды":
"Нет, посмотрите только, какую пакость сотворил Творец!
Жили себе люди одним народом, говорили на одном языке. Причём язык этот, без сомнения, был делом Божьего разума. Решили они построить город и башню, чтобы увековечить своё имя. Что ж, нормальное человеческое желание, хотя и немного тщеславное. Кто из нас в детстве не вырезал своё имя на садовых скамейках или на памятниках архитектуры, желая увековечить его? Как мы убедимся, и Сам Господь очень тщеславен. Неоднократно на страницах Библии Он заявляет, что желает Имя Своё прославить в веках. Вот одна из подобных цитат.
«Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. Вот имя Моё навеки, и памятование обо мне из рода в род» (Исх. 3.14-15).
Дело у вавилонских зодчих шло на лад. Башня выросла до небес и вот-вот должна была упереться в небесную твердь.
Но тут, откуда ни возьмись, сошёл Господь. Он не видел сверху. Ему надо было сойти, чтобы посмотреть. И одним взмахом десницы Божьей смешал и рассеял.
Вот только – что Он смешивал?
Для того чтобы смешать что-то с чем-то, нужны, как минимум, два компонента. Но был только один язык, который, как ни смешивай, так одним и останется. Впрочем, было ещё и наречие. «Был один язык и одно наречие». Значит ли это, что Бог смешал язык с наречием? Если так, то у нас нет к Нему никаких претензий.
Но как Он умудрился разделить эту смесь на несколько языков?"
Может, хватит "детских" вопросов? Вы мне честно скажите – считаете вы библию вымыслом или нет? Без всяких оговорок, что не надо, мол, всё буквально понимать (хитрые церковники теперь уже именно к такой политике перешли, еретиков теперь на кострах не пожжёшь, сами решили "умеренную ересь" допустить). Считаете ли вы каждое слово в библии непререкаемой истиной? В зависимости от того, что вы ответите, будет определяться ход нашего разговора в дальнейшем.
"..не очень то Вы жалуете верующих. "Для облегчения собственной жизни" – т.е. люди слабые.."
Во-первых, насчёт "жалуете / не жалуете". Почитайте выше про три типа приверженцев религии. Увидите, что к воцерковлённым у меня никаких претензий нет ("Но виноваты в этом не те, кто верует..."). У меня претензии к тем, кто склонность человека к верованиям использует. К сожалению, мне постоянно приходится возвращать вас к предыдущим моментам в нашем разговоре, вы делаете какие-то свои выводы из моих слов, которые из них совсем не следуют.
Во, вторых - "Для облегчения собственной жизни" – т.е. люди слабые.."
Да, человек слаб. Но склонность к религии объясняется не столько слабостью конкретного человека, сколько всем набором факторов, определяющих его натуру, характер, психологию – наследственность, воспитание, среда, в которой он рос и формировался, масса случайных жизненных событий и коллизий и т.д.
Винить человека за склонность и потребность примыкать к какому-либо "массовому движению", как вы говорите, "глупо". ("Массовое движение" – это термин, который применяет Эрик Хофер в своей книге "Истинноверующий", сейчас как раз её читаю. Религию он совершенно правомерно относит к понятию массового движения.)
Я верующего не обвиняю, не приписывайте больше мне этого. Я обвиняю тех, кто эту склонность к верованиям намеренно культивирует и в своих целях использует.
Науку и религию я не противопоставляю (в каком месте?).
Ну как же – "не противопоставляю"?
"Фундаментальная наука запуталась, неужели Вы этого не видите?..
И самое скверное, что нет человека, который бы ориентировался во всей науке в целом, как когда-то древнегреческие философы. Нет связующего звена. Им должна бы быть философия, да вот не вытягивает.."
Во "всей науке в целом" ориентироваться невозможно, никаких мозгов не хватит. Про "ориентирование" вы, видимо, имеете в виду осознанное и верное понимание того, как науку правильно на пользу человеку использовать? И в этой роли вы видите религию?!.. То есть – "массовое движение", антинаучное по всей своей сути.
"К примеру, Джордано Бруно был священником".
"Вон академик Павлов был верующий, а сколько сделал в физиологии?"
Извините, это что-то доказывает? Что, они свои открытия делали развивая религиозные "учения"?
А вот Иоська Джугашвили, бывший семинарист, всё свою жизнь следовал принципам религии:
"Кажется странным, что даже необходимые и осуществимые перемены, как, например, обновление косных обществ, для своего осуществления требуют атмосферы бурного увлечения со всеми ошибками, нелепостями активного массового движения. И все потому, что главная забота активного массового движения — вселять в своих последователей умение действовать и жертвовать собою, что ему и удается путем лишения каждой человеческой единицы персональных особенностей и независимости и превращения в безличную частицу без собственной воли и собственного мнения. В результате создаются не только единые и бесстрашные последователи, но и однородная масса, из которой можно лепить что угодно" (Эрик Хоффер, "Истинноверующий").
"..фразу "да будет свет" некоторые из них считают соответствующей теории Большого Взрыва.."
Это уж, извините, вообще какая-то подгонка, игра в напёрстки.
Кстати, можно еще вспомнить академика Лысенко, преследование генетиков прекрасно описанное в «Белых одеждах» Дудинцева. Чем не инквизиция? А ведь религии никакой там не было – наши советские ученые-атеисты.
Да, читал я в своё время Дудинцева, хорошая вещь. Только вы ведь опять лукавите. Тех, кот устраивал крестовые походы и разжигал костры инквизиции, вы назвали, почему-то, атеистами(?). А Лысенко, и ему подобных, вы называете учёными. Как раз Лысенко-то и есть не учёный, не исследователь (какие к чёрту у него исследования?), а "верующий" и по своей сути, и по действиям: кто с ним не согласен, того в костёр. Искренне верующий, или с какой-то долей лицемерия – это уже не важно. В своей "вере" он находил и защиту, и опору.
"Фанатик всегда чувствует себя неполноценным человеком и живет в состоянии неуверенности. Из своих собственных ресурсов, т. е. из своего «я», от которого он сам же отказался, получить уверенность в себе он не может — ее он может найти, только цепляясь изо всех сил за любую внешнюю поддержку, за которую можно ухватиться" (Эрик Хоффер, "Истинноверующий").
Приведу вам одну быль.
Некто Александр Александрович Богомолов занимался вопросами геронтологии. Он утверждал, что человек может жить и должен жить до 150 лет. Сталин очень внимательно следил за его работой, ему не отказывали ни в каких средствах. В 1929 году он стал академиком АН УССР, в 1932-м – АН СССР, в 1941-м – лауреатом Сталинской премии, в 1944-м – академиком Академии медицинских наук и Героем Социалистического труда.
Когда в 1946 году академик умер 65 лет от роду, Сталин сказал:
- Вот жулик. Всех обманул.
Виктор, Вы задаете действительно… (как бы это сказать?) наивные вопросы. Советую Вам прочесть "Закон Божий", рекомендуемый для поступающих в церковные учебные заведения, там все это расписано.
С кем говорил Бог? Сам с собой? Почему бы и нет. По какой логике он действовал? Бог - высшее существо не только по иерархии, но и вообще. Понять Его логику до конца человеку невозможно. Библия же написана для людей, на человеческом языке. Рассуждения об логике Бога подобны рассуждениям двумерных существ о третьем измерении, которого они никогда не увидят в силу собственной ограниченности.
Никакого греховного совокупления не было, не знаю, откуда Вы взяли эту выдумку. Адам с Евой были изгнаны из рая за нарушение единственного запрета – не рвать плодов. А совокупление мужа с женой не грех, тем паче, что Вы верно заметили, было сказано: "плодитесь и размножайтесь". Змей искуситель – образ дьявола, дьявол был до сотворения человека. Образ и подобие Божье, разумеется, не физическая оболочка, а душа.
Понятие тщеславие – человеческое, к Богу оно неприменимо. И Бог больше нужен человеку, чем человек Богу, и Имя Его нужно человеку. Кстати, открою Вам один секрет, когда говорится, что Бог смотрел с верху или преклонил ухо, то написанное не надо понимать буквально. Библия написана для людей и использует понятные человеку образы, но к любому образу, при желании можно придраться, что и делают критики Библии. Насчет смешал и рассеял, честно говоря, не помню. Возможно неточность перевода (не все слова древних языков имеют точные синонимы в русском), а может и правда "смешал и рассеял". Смешал, все смешалось, смешались в кучу кони, люди. Смешались слова и понятия. Как видите, ничего нелогичного.
Детских вопросов действительно хватит, иначе мне придется открыть что-то вроде сетевой воскресной школы, а у меня нет ни времени, ни квалификации, да и не похож я на проповедника. Поэтому, если у Вас возникают вопросы по трактовке Библии, лучше обращаться по адресу – на православные сайты или к священникам.
Разумеется, Библию я не считаю вымыслом. Без всяких оговорок. А буквально нельзя воспринимать ничего из сказанного или написанного на человеческом языке. Любое слово – лишь образ предмета или образ образа, образ действия и т.п. и, как правило, слово имеет массу значений. Следовательно, к любому тексту, при желании можно придраться.
А Библию, как и любую книгу, надо использовать по назначению. К ней нельзя приступать, не имея желания найти сокровенный смысл. Попытки же найти там подтверждения или опровержения научных теорий похожи на то, как человек возьмет учебник математики и начнет его петь как сборник песен, или, наоборот, возьмет томик стихов и займется подсчетом букв и запятых, деля количество гласных на число согласных. В обоих случаях виноват будет человек, а не книги.
Не увидел в приведенных цитатах противопоставления науки и религии. Наука запуталась, причем без всякой религии. Какое же здесь противопоставление? Или каждый, кто критикует науку – превозносит этим религию? Да, наука не отвечает на те вопросы, на которые отвечает вера (Вы ведь свой атеизм научно доказать не можете – с верующим Вы еще можете поспорить, Библию покритиковать, а что Вы ответите агностику?), а религия не отвечает на вопросы науки. Это не противопоставление.
Пример Джордано Бруно и академика Павлова доказывает, что верующий человек может быть выдающимся ученым. И что, религия не мешает научному взгляду.
Иосиф Сталин позиционировал себя как атеист – это факт, а вот то, что он следовал религии – всего лишь домыслы. То, что он был семинаристом, ничего не доказывает. Мало ли кто кем был в юности?
Насчет Большого Взрыва, я привел в пример. Я не говорю, что это так. Тем не менее, Вы этого утверждения не опровергли.
Насчет, Лысенко, допустим, он был по сути не ученый. Но были ведь в его окружении, среди тех, кто придерживался его учения, несомненно, были ученые. Но, поймите, меня правильно, я не обвиняю этих людей, ведь некоторые из них молчали и соглашались из страха за себя и за близких. Я лишь на этих примерах говорю о том, что инквизиция, да и вообще зло не имеет отношения к религии, вернее наоборот.
я блаженная, если верить вашему ммммммм труду
Искренне рад вашему личному счастью.
если так, то я тебе завидую :)
"Виктор, Вы задаете действительно… (как бы это сказать?) наивные вопросы".
Что ж, продолжим наш разговор в наивных вопросах и в столь же наивных ответах.
"Советую Вам прочесть "Закон Божий", рекомендуемый для поступающих в церковные учебные заведения, там все это расписано".
Почему это вы мне советуете почитать справочник для поступающих в церковные заведения? Вы предлагаете мне туда поступить? Вы считаете, что то, что в этом справочнике "расписано", удовлетворит мои потребности в познании мира и людей?
"Никакого греховного совокупления не было, не знаю, откуда Вы взяли эту выдумку. Адам с Евой были изгнаны из рая за нарушение единственного запрета – не рвать плодов".
Странно вы как библию-то читаете? Я, например, прочитал так, как там написано:
"И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что даёт знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили себе смоковные листья, и сделали себе опоясания" (Быт., 2. 6:7).
"изгнаны из рая за нарушение единственного запрета – не рвать плодов"
Что это за такие плоды, и что это за дерево, с которого нельзя рвать и есть плодов? И не подлец ли, извините, был этот Господь, который в Едеме специально зачем-то завёл это дерево. Для искушения Адама и Евы? Больше-то ведь в Едеме никого не было. Адама и Еву, наивных ещё по жизни, ничего не знающих о зле, о том, что есть какие-то змеи-искусители строго-настрого предупредил:
"только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их, и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть" (Быт., 2. 3).
Ведь Адам и Ева ещё пока, что малые дети. А попробуйте ребёнку сказать, что вон там, в шкафу стоит вазочка с конфетами, но ты не ешь их, а то, типа, умрёшь. Он и знать не знал, что там какие-то конфеты, а тут мы его сами же в соблазн и ввергаем.
Можете представить какие мучения ребёнок должен испытывать?
Деревьев в Едеме много – ешь с них плоды пока, извините, понос не пронесёт. Нет, Бог как садист какой-то, намеренно подчеркнул, что со всех деревьев плоды есть можно, а вот именно с этого дерева – нельзя.
Скажите, таким вы себе мелочным и подловатым Бога представляете, который создал всё сущее?
"Если Бог сотворил человека по своему образу и подобию, то человек отплатил ему тем же" (Вольтер).
Виктор, ну что Вы цепляетесь к мелочам. Какая разница для кого рекомендован учебник? Просто я говорю, что в этой книге рассмотрены подобные вопросы. Она не только для поступающих, но и вообще для широкого круга. К сожалению, не помню автора. Какой-то православный священник, живущий заграницей. Ну, так где Вы видите совокупление? Попробовали плод, да. Открылись глаза, ибо это было древо познания. Появился стыд. Но где упоминание о совокуплении? Я Вам объясню, почему Вы видите здесь совокупление. В этом отчасти виноваты поэты, художники и другие люди искусства. Образ "запретный плод" часто использовался ими, как обозначение греха, в том числе прелюбодеяния. Возможно, что и некоторые проповедники использовали его также, не знаю. Но в Библии, в данном месте, ни о каком сексе нет упоминания. И ни в одной прочитанной мною трактовке Библии также. Связь же между Адамом и Евой не могла быть греховной по определению.
Дерево назвалось, если не ошибаюсь, Древом познания добра и зла. Более подробно, о нем, извините, сказать не могу – не знаю. Почему Бог запретил человеку трогать именно это дерево? Зачем он дал ему запрет, и возможность его нарушить? Почему не разрешил им делать все, что угодно? Бог хотел испытать человека, поэтому он дал ему всего одно испытание, всего один закон, один запрет – не рвать плодов с одного лишь дерева. Вы находите это жестоким? Самое главное, обращаю Ваше внимание на этот момент, Бог дал человеку выбор между добром и злом. Бог дал человеку СВОБОДУ. Мог бы Бог разрешить человеку все? Разумеется, да. Но был бы тогда человек свободным человеком или он стал бы подобием робота, нравственным кастратом? Человек только потому человек, образ Божий, что помимо души (или разума с чувствами, если хотите) имеет свободу выбора между добром и злом.
"В этом отчасти виноваты поэты, художники и другие люди искусства. Образ "запретный плод" часто использовался ими, как обозначение греха, в том числе прелюбодеяния. Возможно, что и некоторые проповедники использовали его также, не знаю".
Вот ведь какое интересное "Духовное Писание" – понимать, трактовать и использовать его, оказывается, можно произвольно, как говорится, в меру своей испорченности. А для церкви так это и очень хорошо – это ведь её работа, "трактовать" его "правильно".
Далее взято в Википедии:
Так, архиепископ Макарий (Булгаков) приводит следующее определение:
"В своем учении о первородном грехе православная Церковь различает, во-первых, самый грех и, во-вторых, его последствия в нас. Под именем первородного греха она разумеет собственно то преступление заповеди Божией ..., которое совершено нашими праотцами в раю и от них перешло на всех нас. "Первородный грех, – читаем в православном Исповедании кафолической и апостольской Церкви восточной, – есть преступление закона Божия, данного в раю прародителю Адаму. Сей прародительский грех перешёл от Адама на всё человеческое естество, поелику все мы тогда находились в Адаме, и таким образом чрез одного Адама грех распространился на всех нас" (ч. III, отв. на вопр. 20). ... Короче: под именем прародительского греха в самих прародителях разумеется и грех их, и вместе то греховное состояние их природы, в которое вошли они чрез этот грех; а в нас, их потомках, разумеется собственно одно греховное состояние нашей природы...."
Надеюсь, вы не будете спорить с уважаемым архиепископом?
Вот ведь что эти подловатые сказители несколько тысяч лет назад задумали: объявить человеку, что он грешен уже лишь самим фактом своего рождения, так как рождение его самого, и всех самых дальних его предков – это результат и продолжение "первородного греха". Ловко!! Пусть человек ощущает себя виноватым и грешным уже по самому факту своего существования на этом свете! Первородный грех, понимаешь... Такого человека легче обезволить, подчинить влиянию пастыря.
"..отчуждение от самого себя, являющееся предварительным условием как податливости, так и обращения в веру, почти всегда проходит в обстановке распаленных страстей. Разжигание страстей помогает нарушить внутреннее равновесие человека, а после потери им внутреннего равновесия страсти разгораются еще больше... Человек после нарушения своего внутреннего равновесия начинает или отрекаться от самого себя, или не доверять себе, или отвергать себя — он как бы превращается в химический элемент с высокой способностью к реакциям соединения" (Эрик Хоффер, "Истинноверующий").
Ну так Духовное Писание, как Вы сами справедливо заметили - это книга Церкви. Кому еще эту книгу трактовать? А трактовать произвольно, искажать можно все что угодно - хватило бы фантазии. Ну да, первородный грех, и что? Природа человека грешна, то есть испорчена. Вся история человечества - подтверждение этому. Поэтому человек должен стремится к высокому от своей низменной природы.
"Природа человека грешна, то есть испорчена. Вся история человечества - подтверждение этому. Поэтому человек должен стремится к высокому от своей низменной природы".
Есть надежда, что разговор наш несколько изменит направление. Но отвечать придётся только завтра, сейчас надо бай-бай - у нас уже 12-й час ночи.
А у нас десятый час. Доброй ночи.
Для продолжения нашего разговора я начал новую страницу - "Хватит ли у нас разума?"
P.S.
"Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя" (Псалом Давида, Пссалтирь, 50, 7).
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться
Тихо, тихо ползи, Улитка, по склону Фудзи, Вверх, до самых высот!
Пока ещё ни разу не пользовался этой опцией.
Пробую...
Хотелось бы организовать разговор о религии, о её влиянии на общество.
Обозначаю свою позицию: я - в качестве критика проводимой религионизации, "второго крещения" Руси.
Здравствуйте! Меня зовут Татьяна. Я зарегистрировалась на сайте "Что хочет автор", но пока не разместила там свои работы. И пока его не освоила. Не было времени. Но,судя по всему, сайт хороший. Так что успехов Вам!
При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на «Reshetoria.ru» обязательна. По всем возникающим вопросам пишите администратору.