Магистр

kotlyarevskaya

Магистр

Татьяна Котляревская


На главнуюОбратная связьКарта сайта
Сегодня
22 ноября 2024 г.

Все, что вызывает переход из небытия в бытие, — творчество

(Платон)

Все произведения автора

Все произведения   Избранное - Серебро   Избранное - Золото   Хоккура


К списку произведений автора

Поэзия

Ещё не зажглись фонари

Ещё не зажглись фонари,
Это время сворует ночь,
Мой поезд, меня забери
С перрона этого прочь.
Раз сам я предал друзей,
Предавший меня - не враг.
Нет сплетен и нет вестей.
Моя глухота сто крат
Умножит твою немоту.
Ты пой, не стони, а пой,
Мне тоже невмоготу.
Я предал тебя - я твой.

10.05.2013. Москва


Опубликовано:03.08.2013 08:34
Просмотров:3562
Рейтинг:0
Комментариев:2
Добавили в Избранное:0

Ваши комментарии

 10.11.2013 03:04   antz  
Комментарий удален модератором

 10.11.2013 03:08   antz  
Здравствуйте. Когда-то очень давно вы оставили заявку на разбор вашего стихотворения "Ещё не зажглись фонари". Простите, что так долго оставлял вашу заявку без внимания. Надеюсь, мой жалкий разбор хоть в какой-то степени компенсирует ваше ожидание.

Я, признаться, всегда теряюсь, когда меня призывают разбирать стихи столь малого размера. Предполагается, что чем короче стих, тем больше удельный вес смысла, возлагаемого на каждое слово в этом стихе. Тем большая ответственность возлагается на меня как на рецензента. Ну ладно, наберу воздуху и рискну.

"Ещё не зажглись фонари,"

Кстати, я предпочитаю разбирать стихотворения построчно - так мне легче. И вам, наверно. Первая строка совсем неплоха - она даёт нам представление о месте и времени: вечер, но не совсем, место - абстрактно, пока хорошо.

"Это время сворует ночь"
Эта строчка является ярким примером того, что зануды, именуемые редакторами, называют "слабым управлением", или "амфиболией". То есть непонятно - что что сворует - то ли время ночь, то ли ночь время. Пока плохо.

"Мой поезд, меня забери" - да, замечательно.

"С перрона этого прочь." Тут бы я хотел немного отвлечься и поговорить о рифме. На рифму, знаете ли, как оказалось, обрушивается неимоверная нагрузка. Не зря же древние греки сопоставили рифму с эхом и выделили для этих целей целую нимфу.
Может, я не прав, но рифма в стихах обнаруживает внезапное сходство между рифмуемыми словами. То есть (это не всегда обязательно) - если слова звучат похоже - значит, между ними есть сходство на каком-то более глубинном уровне. И чем реже ваша рифма - тем более неожиданное сходство вы обнаружили между рифмуемыми понятиями. Это одна из задач стихов - сближать несближаемое, посредством хотя бы рифмы. "Ночь-прочь" - это один из примеров так называемой ожидаемой рифмы, и тут дело вот в чём.

Есть такая штука, называемая "теорией информации", разработанная неким Шенноном. Согласно ей, информацией называется некая совокупность данных, которая является новой для приёмника. Если какая-то совокупность данных является ожидаемой для приёмника - её ценность равна нулю. Ещё тут включается такая штука, как "читательское ожидание", чорт бы его побрал. Если вслед за "ночь" он получает "прочь" - его восприятие притупляется, какие бы вы надежды ни возлагали на обратное.
Извините меня за это отступление. Я просто хотел сказать, что информационная ценность этой строки стремится к нулю. Ну, посмотрите сами:
"С перрона" - это понятно, потому что в предыдущей строке присутствует "поезд".
"этого" - ну а какого же ещё.
"прочь" - ну а куда же ещё.

Раз сам я предал друзей,
Предавший меня - не враг.
Нет сплетен и нет вестей.
Моя глухота сто крат
Умножит твою немоту.
Ты пой, не стони, а пой,
Мне тоже невмоготу.
Я предал тебя - я твой.

Этот блок не вызывает у меня ну абсолютно никаких нареканий - разве что идея не нова. То, что узы предательства крепче уз дружбы - я об этом где-то читал, вот не могу только вспомнить - где.

Что мы имеем в сухом остатке? Стихотворение не сработало, уж извините меня. Химии не получилось, чуда не возникло - то ли в силу вышеизложенных причин, то ли ещё почему-нибудь.
 08.12.2013 21:32   SukinKot  Про теорию Шеннона интересно, но возникает вопрос: почему бывает так, что хорошую песню или стихотворение готов слушать, читать или прокручивать в голове много раз? Выходит, что мы читаем стихи не только для того, чтобы получать новую информацию. И, кстати, когда у тебя будут новые стихи?) Они как раз из тех, которые можно прокручивать)
 09.12.2013 10:56   antz  Нет, конечно, воспринимать стихи только как некую телеграмму - это слишком упрощённый подход. Прокручиваем, наверно, тогда, когда снова прохудилось то, что они нам залатали.
Со стихами пока всё плохо) Как-то нечего мне вам сказать, ребяты) Коплю, коплю в себе, может и накоплю.

Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться

Тихо, тихо ползи,
Улитка, по склону Фудзи,
Вверх, до самых высот!
Кобаяси Исса
Поиск по сайту
Объявления
Приветы