Если бы я был царь, я бы издал закон, что писатель, который употребит слово, значения которого он не может объяснить, лишается права писать и получает сто ударов розог
Чешский Крумлов находится к югу от Праги, почти на границе с Австрией. До него мы добирались больше двух часов на автобусе, который отходит с автовокзала Флоренс. Встали достаточно рано, когда еще не хотелось есть, поэтому позавтракали втихаря в автобусе, что, в общем-то, не приветствуется.
Примерно на полпути автобус сломался. Мы к тому времени уже спали, поэтому не сразу сообразили, что произошло. Взглянув в окно, увидели, что часть пассажиров-мужчин стоят возле кормы автобуса и глубокомысленно кивают. Злой водитель в промасленных перчатках уже бежал в ту сторону и с полчаса копался в недрах двигателя, периодически ругаясь с кем-то по телефону.
К счастью, он справился, и с большим опозданием мы тронулись дальше.
От автостанции в Крумлове до исторического центра примерно километр пешком, но, разумеется, в гору. Влтава здесь еще узенькая и делает круг между холмами. Вот в этой излучине и расположена старая часть города, основанного еще в тринадцатом веке. Само название его переводится как "выгнутое русло". Городок небольшой, чем-то напоминает болгарский Несебр, тоже находящийся на полуострове, тихий, но с реки постоянно доносятся веселые крики: это туристы катаются на каноэ. Поперек неширокого русла устроены искусственные пороги, что придает катанию некоторую остроту, особенно если плавсредство сильно кренится и выбрасывает туриста в воду.
Как и в Кутной Горе, мы купили панорамную карту, с помощью которой легко ориентироваться в городе, потому что на ней в деталях нарисованы фасады всех зданий. Карта пестрела словом "бывшая": "бывшая мельница", "бывшая иезуитская семинария", "бывшая латинская школа". Довольно быстро слева от нас показался костел святого Вита с двадцатиметровой колокольней и уникальными фресками. Здесь погребена одна из владелиц Крумловского замка - Элеонора фон Шварценберг, которую считали королевой вампиров.
Самая главная достопримечательность Крумлова - это замок, второй по величине в Чехии после пражского. Его возводили с четырнадцатого по семнадцатый век, неоднократно перестраивали, из-за чего в нем, как, наверное, всегда в таких случаях, наблюдается смешение стилей, готического, ренессанса и барочного. Хоть он и пережил множество военных конфликтов, основная его часть дошла до нашего времени практически в неизменном виде. Особенно примечательны росписи стен внутреннего двора замка. Они называются "сграффито" и выполнены в шестнадцатом веке. Технологию "сграффито" в Крумлов завезли итальянцы: штукатурка наносится в несколько цветных слоев и рисунок процарапывается до нужного слоя. Основу многих росписей в городе составляют аккуратно прорисованные объемные кирпичи.
Экскурсии в замок проводятся строго по времени. После того как очередная группа войдет внутрь, двери запираются. Мало того, гид поочередно открывает и запирает все двери на пути следования группы. Фотографировать можно только в новом замке, в старом - категорически нет. Зато посмотреть есть на что. Подлинная барочная мебель, посуда, печи, портреты, золотая карета Эггенбергов, которую могли везти двенадцать лошадей и сделали они это лишь однажды, вердюры - огромные голландские гобелены семнадцатого века. В некоторых залах лежат шкуры медведей: одни из первых замка Рожмберки породнились со знатным итальянским родом Орсини (Orsa – по-итальянски «медведь»), поэтому держали в крепостном рву настоящих бурых медведей. Собственно, они и по сей день там живут. Согласно другой легенде, Рожмберки вели свой род от римлянина Романа Урсини (по-латыни "медведь" - "ursus").
Больше всего в замке рассказывают о так называемом "разделении роз". Если я ничего не напутала, то основатели замка Витковичи имели в своем гербе зеленую пятилепестковую розу в серебряном поле. Позже владения были поделены между пятью сыновьями (один из них был незаконным), причем каждый получил не только землю, но и розу в герб. Все розы были разного цвета. Красную получил Рожмберг, он же стал владельцем замка. Каждое лето, в двадцатых числах июня в Крумлове проводятся праздники пятилепестковой розы, и это событие считается одним из самых красочных в Чехии. Красная же роза и сейчас украшает герб города.
Есть в замке и привидение, называемое Белая Дама. Это историческая личность, Перхта из рода Рожмбергов, жившая в пятнадцатом веке. Она была очень несчастна в браке, муж избивал ее, унижал, изменял ей. На смертном одре он стал просить прощения, но Перхта не простила его. Тогда он проклял супругу: "Пусть не будет тебе покоя и после кончины!" Считается, что Белая Дама - скорее доброе привидение. Она нянчила детей и помогала поддерживать порядок в замке. Являлась нацистам, когда они вывешивали в нем свой флаг. Ее появление в белых перчатках обещало обитателям замка что-нибудь хорошее, а в черных - тяжелую болезнь или смерть.
Замечательная женщина вела экскурсию. Пожилая чешка, она так старательно выговаривала русские слова, с такой любовью рассказывала обо всем. Жаль, длилось это чудо всего полчаса.
Еще одна достопримечательность Крумлова - это так называемый Крытый, или Плащевой, мост, украшенный фигурами святых. Когда-то он был деревянным и даже имел разводной механизм. Сейчас мост каменный, трехэтажный, и верхний его проход соединяет замковую галерею с садами. По саду мы тоже прошлись, но ничего примечательного не обнаружили. Зато поднялись на замковую башню-колокольню. Каких-то 192 ступени после вчерашних 298-и!
Побывали мы и на выставке работ Мирослава Парала. Привлекает к ней дверная ручка, выполненная в виде ярко-алого пальца. Их этих же пальцев сформированы и другие работы. Есть еще раковины-мойки в виде челюстей, люди-гибриды-не-пойми-с-кем, длинные ряды чемоданов. Основная часть экспозиции расположена в подземелье замка, и, честно говоря, мне больше нравилось разглядывать необработанные стены, чем творения Парала.
Здесь же, в подземелье, стояла печь, на которой готовили пищу для жителей замка. Показывая нам печки в залах, экскурсовод называла их "первыми микроволновками", объясняя это тем, что блюда приносили издалека, они успевали остыть, и их приходилось подогревать. Да, действительно, далеко.
Вот времени на сам город уже не оставалось: мы ведь купили обратный билет на пять часов. Сказалось опоздание автобуса. Поэтому бодрым шагом пришлось покинуть Крумлов и спустя два часа оказаться в Праге.
По дороге нас посетила новая задумка. Еще утром, выезжая из Праги, мы видели какие-то стены, причем не просто стены, а многометровые и совершенно неприступные. Это был Вышеград, которому мы посвятили вечер.
Вышеград был воздвигнут в десятом веке и считался центром чешского государства наравне с Пражским Градом: Град защищал с севера, а Вышеград - с юга. В нем много интересных архитектурных достопримечательностей, например, базилика святых Петра и Павла, ротонда святого Мартина, возведенная еще в одиннадцатом веке, Вышеградское кладбище, где, как на Ваганьковском в Москве, похоронены многие известные люди Чехии. Однако было уже поздно, и мы прошлись только по Вышеградскому парку, благоустроенному таким образом, что уходить из него не хочется!
Выйдя из парка, спустились на набережную и попали на какую-то молодежную тусовку. На одном из дебаркадеров бесновалась рок-группа в черно-белом с портретами своих кумиров в руках. Пахло пивом и травкой. Народ все прибывал, с такими же портретами, пластиковыми стаканами и собачками. Мы же, не задерживаясь, прошли сквозь все это, пересекли Влтаву по одному из мостов и устроили себе ужин в ресторане "La terrasa". Ужин был праздничный, в честь пятнадцатилетия сына, который в тот момент отдыхал на море.