День двенадцатый, 5 июля. Грац - город истории и модерна.
Добавив в багажник теперь еще и пальто, мы выехали в следующий город нашей программы - Грац, столицу федеральной земли Штирии, второй после Вены по величине город Австрии. Здесь нас встретила экскурсовод Ольга, и, разобравшись с парковкой, мы пошли гулять по городу.
Экскурсия началась от городской стены, точнее, от ее остатков. Когда-то это было серьезное сооружение 6-8 метров толщины и до 12 метров высоты. Неподалеку от бывших ворот располагается вход в Городской парк развлечений. Первое, что мы здесь увидели - работу на свежем воздухе студентов театрального училища. Шла репетиция спектакля.
На стене резиденции императора Фридриха III, построенной в 1447 году, Ольга показала нам камень с высеченными на нем датой и первыми буквами девиза: "A. E. I. О. V". Этот девиз император оставлял везде. Одного только он не оставил - расшифровки. На настоящий момент существует двести догадок относительно того, что означают эти буквы. Основной считается следующая: "Задача Австрии - управлять целым миром", но полной уверенности, что она верна, по словам Ольги, ни у кого нет.
Далее мы зашли в правительственную зону. В ее внутреннем дворике бюсты двенадцати знаменитых людей Штирии. Когда-нибудь появится и тринадцатый - бюст Арнольда Шварценеггера, который родился в Граце и является его почетным гражданином. Здесь же установлен необычный памятник в виде персиковой косточки. Это центр всех семнадцати районов Штирии.
В замке Бург Ольга провела нас по двойной винтовой лестнице постройки 1499 года. Вообще, в средние века винтовые лестницы строились таким образом, чтобы подниматься по ним можно было по часовой стрелке. Это делалось для возможной обороны, чтобы атакующим неудобно было наносить удары правой рукой. Эта же лестница двойная, то есть закручивается и вправо, и влево, и на каждом этаже обе спирали встречаются. Ее еще называют "лестницей поцелуев". Построенная для слуг, сейчас она является шедевром готики.
Впечатлил собор святого Эгидиуса, построенный в пятнадцатом веке и посвященный покровителю Граца. Это кафедральный собор Штирии. Фридрих III велел установить в нем специальный балкон, по которому он входил внутрь. В шестнадцатом веке монахи ордена иезуитов, которым был отдан собор, раздвинули его стены, пристроив по бокам четыре часовни.
В соборе сохранилось несколько росписей, например, фреска Святого Христофора, защитника человека от внезапной смерти. Считалось, что если хотя бы один раз в день увидишь Христофора, в этот день не умрешь. Это было хорошим поводом лишний раз зайти в храм.
Одна из наружных стен собора украшена фреской года катастроф, изображавшей напасти 1482 года. Саранча, турки, чума - все случилось в один год. Выжившие горожане собрали деньги, и через три года главный храм Граца был украшен этим изображением. Сейчас оно защищено толстым стеклом.
Вообще, выражение "горожане собрали деньги и построили" мы сегодня слышали не раз. Как хорошо, когда город населен ответственными зажиточными людьми!
Недалеко от собора стоит мавзолей Фердинанда II Габсбурга. Это был рьяный католик, считавший, что "Кто как верит, тот так и будет похоронен". Однако умер он через четыре года после закладки мавзолея, а перезахоронен в мавзолее спустя сто лет, настолько долго создавалось внутреннее убранство усыпальницы.
В Граце около пятидесяти внутренних двориков стиля Ренессанс. Самый большой из них - Градец. Это дворик колледжа ордена иезуитов, ныне - духовная семинария Штирии и Каринтии, в которой учится 41 студент. Больше не набирают, поскольку им просто не хватит рабочих мест.
В 2005 году по заказу епархии во дворике установлен пластиковый Снеговик с тефалевской кастрюлей на голове, олицетворяющий бессмертие смертного. Как такое возможно? Дело в том, что Снеговик смотрит на свое отражение в луже, которая якобы натекла с него (на самом деле вода подается из-под слоя щебня по трубе), в луже отражаются часы, которые имеются на стене семинарии. Часы в отражении идут в обратную сторону, поэтому снеговик бессмертен. Это образец модерна, который очень ценится в городе.
Сегодня - конец учебного года в Штирии, поэтому во дворе семинарии никого не видно.
Выходим на Площадь колокольного звона. Хорошо разбиравшийся в рекламе виноторговец, владевший здесь несколькими домами, оформил их фасады в соответствующем стиле и повесил колокола. В Рождественский вечер 1905 года они звонили первый раз. Они звонят до сих пор, в 11,15 и 18 часов. Открывается одно из окон, и под народные мелодии выезжают мальчик и девочка в национальной одежде.
Здание Ландхауса - шедевр раннего ренессанса и отношения правительства к своему народу. По масштабу его можно сравнить со зданием областной думы. Во дворике фигурка фавна - напоминание о проходившем здесь когда-то фестивале театрального искусства. Дверь открыта. Мы зашли и, никого не встретив, оказались в зале заседаний парламента Штирии. Сам зал отделен толстыми шнурами, как экспонаты в музее, но есть амфитеатр для зрителей, а также подъемник для инвалидов. Причем, чтобы оказаться на своих специальных местах, инвалиды проезжают через весь зал заседаний, позади парламентариев. В дни заседаний можно заходить и наблюдать за процессом законотворчества вживую.
Снаружи можно увидеть герб Штирии с мифической белой пантерой. Когда-то у пантеры пламя вырывалось и из-под хвоста, но в какой-то момент это сочли неприличным, и теперь пламя только из пасти.
За поворотом нас встречает Херенгассе - главная улица старого Граца - и первое ее здание - Арсенал со статуями Марса и Минервы по обеим сторонам от входа, а также пантерой в первозданном виде, с двумя струями пламени. Здесь, как и следовало ожидать, располагается музей оружия, надобность в котором отпала в середине восемнадцатого века, когда были решены все проблемы с турками. Мария-Терезия, правда, оставила Арсенал, хотя подобные сооружения были упразднены по всей Австрии, но зато неподалеку имеется символ мира в Штирии. Это загорающий рыцарь без доспехов, статуя которого лежит на крыше одного из домов.
Главная площадь встретила нас свадьбой, в гуще гостей которой играла шарманка, и фонтаном-памятником князю Иоганну. Здесь много интересных зданий, одно из них украшено фресками восемнадцатого века, другое - лепниной, в завитках которой можно разглядеть лица.
Гора Шлоссберг - Замковая гора - внесена в книгу рекордов Гиннесса. потому что ни разу, с момента постройки укреплений в 1125 году и до 1809 года не сдавалась, даже Наполеону, когда был взят уже весь город. Причем в последнем случает оборону держали всего 600 человек. Гарнизон сложил оружие только под угрозой разрушения Вены, после чего Наполеон методично, взрывами, уничтожил бастион на горе.
После первой мировой войны пленные русские солдаты построили 260 из 320 ступеней лестницы, ведущей наверх. Сейчас она так и называется: Русская военная лестница. Высота горы - 77 метров, на нее можно подняться на лифте, но мы пошли пешком. Как выяснилось позднее, для меня это была хорошая разминка.
В середине девятнадцатого века горожане на свои деньги озеленили гору. Самый интересный объект здесь - Часовая башня. Изначально на часах была только одна стрелка, потому что люди жили размереннее, и минуты их не интересовали. Позже прикрепили еще одну для обозначения минут. Теперь длинная стрелка показывает часы, а короткая – минуты. Напротив башни - невыразительный памятник защитникам города, на котором выбиты цифры 1682-1918 - годы существования гарнизона.
С горы, понятно, открывается хороший вид на город. Вопросы у нас вызвали два сооружения. Причудливого вида серое здание, из которого будто торчат горлышки бутылок, оказалось Кунстхаусом, или Дружественным Инопланетянином, где проводятся выставки авангардистов, столь любимых в городе. Каждые 10 минут здание издает нарастающий гул, через две минуты ему отвечают часы с перепутанными стрелками, получается, как сказала Ольга, "разговор современности и старого города". Второе - громадная металлоконструкция между домами. Это Световой меч, олицетворяющий открытость и толерантность города.
Здесь, на горе, погибли мои босоножки, в которых теоретически можно ходить по горам. Подошва на левом оторвалась наполовину, и в какой-то момент, зацепившись ею, я чуть не упала, рискуя разбить фотоаппарат Семеныча. После недолгих раздумий подошву оторвали совсем, а заодно и вторую. Между ремешками и асфальтом оставалось еще около сантиметра ткани и резины - как-нибудь до вечера похожу.
Спустились с горы по той же лестнице, отдохнули на стульях какого-то кафе и вернулись на площадь перекусить и просто, уже без экскурсовода, поглазеть на архитектуру. Обратили внимание на обилие велосипедов. Их часто просто оставляют рядом с магазином, многие не приковывают. Положат шлем в корзиночку над задним колесом и вперед.
По Грацу можно ходить целый день, но у нас такого дня не было. Поэтому, подарив ему три часа, мы отправились дальше. Ольга посоветовала нам два любопытных места. Одно из них - пещера первобытного человека в Меловых горах - закрылась для посещений в 16.00. Мы подъехали без пяти четыре. Поэтому вторую половину дня провели, поднимаясь к водопаду, название которого так и осталось для нас тайной.
Нас, конечно, предупредили, что идти два километра, но мы, жители равнины, представили себе горизонтальный путь. Мы еще не привыкли, что находимся не где-нибудь, а в Альпах, пусть даже и не в самой высокой их части. Поначалу дорога просто забирала вверх под небольшим уклоном. Она была где залита асфальтом, где засыпана щебнем, местами поперек были уложены бревна, создававшие иллюзию ступенек.
Постепенно угол наклона увеличился. Пройдя по паре деревянных мостиков над потоком, мы уже карабкались по камням. Встреченные нами люди сказали, что за два часа можно дойти до самого верха нависшей над головами горы. Но нам не нужна была вершина, мы шли к водопаду.
Каменисто-земляная тропа кончилась. Дальше была проложена навесная деревянная лестница. Со стороны выглядела она несколько эфемерно, однако мы понадеялись на австрийское качество, о котором говорили идеально отшлифованные бревнышки перил и специальные досочки по пятку.
Водопад открылся за поворотом. Откуда-то из темной скалы била струя воды, крутой дугой падая вниз. Здесь было прохладно и сыро, по мокрым ступеням идти нужно было осторожнее. Валентиныч поднялся еще метров на двадцать, а мы с Семенычем решили, что для первого раза хватит. Миша отстал тремя пролетами ниже, а Даша и вовсе отсиживалась в машине.
Обратный путь занял сорок минут, потому что спускаться в определенном смысле не легче, чем подниматься. Во-первых, по лестнице вниз идти страшнее, а во-вторых, постоянное торможение напрягает такие мышцы, о существовании которых и не подозреваешь. Кроме того, по краям дороги растет земляника, которая ненадолго, но отвлекла Семеныча.
К отелю ехать нужно было через Грац. Это совсем не долго, поскольку подо всем городом проложен туннель.
От отеля, который называется Zanglhof, мы испытали настоящий культурный шок. Дело в том, что это просто дом в австрийской деревне, комнаты в котором сдают туристам. Шел десятый час вечера, это очень поздно по местным меркам. Хозяева уже ушли. На пороге дома лежали три конверта с ключами для нас и еще одной семьи. В большом холле холодильник для постояльцев и записка на английском: дорогие гости, надевайте, пожалуйста, тапочки. И целая корзина войлочных тапок. На каждой ступеньке винтовой лестницы войлочный коврик, чтобы гости не поскользнулись. Везде цветы. В санузле датчик движения. В комнатах деревянные стеклопакеты, плоские телевизоры и ярко-желтые одеяла. Из окна вид на альпийские лужайки и запах молочных коров.
Валентиныч брал с собой русско-немецкий разговорник, объясняя это так: "Мы поедем по горной Штирии, это глушь, там, наверное, не знают английского". Нам бы такую глушь! Все ухожено, аккуратно сложено, нигде ни соринки, ни щепки. Вокруг выгона электрическая изгородь, которую Миша успел испытать. Перед домом милая молельня. И самое главное - ровный асфальт до самого крыльца и полное отсутствие открытой земли и бурьяна.
Ужинали в ресторане соседнего городка Лоннах. Поскольку Андреи пили пиво, пришлось оставить машину возле заведения и вызвать такси. Официант сказал, что такси подъедет через три минуты. И ровно через три минуты в этой глуши объявилось такси. Правда, мы расслабились и не взяли с собой записку с адресом, поэтому таксисту было нелегко нас отвезти. Видимо, поняв, что с нас, тепленьких, можно содрать побольше, он стал возить нас по кругу, несмотря на настойчивые просьбы ехать медленнее, поскольку Семеныч хорошо помнил нужный поворот.
Фотографии можно посмотреть по ссылке:
http://www.vesti.sch690.info/12_Stranici_uchiteley/Kozlova/Avstriyskaya_ballada_Leto_%202013/05_july/Foto.htm