Гуру

Pro

Гуру

L’esprit cherche et c’est le coeur qui trouve.- Разум ищет, и только сердце находит.



На главнуюОбратная связьКарта сайта
Сегодня
22 ноября 2024 г.

Партия - это безумие многих ради выгоды единиц

(Джонатан Свифт)

Все произведения автора

Все произведения   Избранное - Серебро   Избранное - Золото   Хоккура

Сортировка по рубрикам: 


К списку произведений автора

Критика

из цикла "о кино"

Мастер и Маргарита 2024

«Разоблачение совершенно необходимо. Зрительская масса требует объяснения» (с)

Чувствую, достанется мне за «разоблачение». Ну, да ладно. Тем более, что и меда будет бочка. Фильм, в целом, имеет полное право быть просмотренным, но восторга не вызывает. Думаете, что я его недооценил? Давайте, разберемся.

Актерская игра
---------------

Восторг (но не в смысле восторг-восторг, а удовольствие от увиденного) у меня только один — добротная игра Цыганова. Перевоплощение из Мастера в Булгакова и обратно происходит легко и естественно. «Поймите, что язык может скрыть истину, а глаза — никогда! Встревоженная вопросом истина со дна души на мгновение прыгает в глаза, и она замечена, а вы пойманы» — это цитата из МиМ. Не поймал я Мастера — молодец Цыганов! Кстати, по мне, так он мастер (простите за тавтологию) скупой игры — как раз глазами.

Маргарита… Какие же великолепные данные у Снигирь! Просто красавица! Но…. Не Маргарита ни разу. Ведьма, но не влюбленная, а слегка сонная. А, вообще, у меня в голове «сидит» для этого ЛГ образ тезки — Маргариты Тереховой. Вот, кто ведьма, вот, кто любить «во все тяжкие» может! «Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит» — все оттуда же. Да простит меня Юлия!

Воланд. Насколько Терехова мешала мне воспринять Снигирь, настолько Басилашвили помог принять Воланда-Диля. И дело не в том, что Басилашвили плох или хорош. Я, вообще, очень люблю этого артиста. Дело в том, что менее подходящего актера на роль Воланда я не представляю. В моем представлении — Воланд или бесполый ангел или брутально-утонченный не старый (не старый — ключевое) дядечка. В мужском обличье я тут вижу кого-то типа Николсона, Аль Пачино, Де Ниро, Экхарта. Из наших это могли быть Олег Янковский и Нодар Мгалоблишвили. Вот! Янковский — лучший образ! Ну и Диль, «ничё так» — тоже попал в образ. Но… не восторг.

Много ждал от Колокольникова, и он не плох, но чего-то не хватило. Наверное, того, что где-то в глубине он все же Черный Рыцарь — это его настоящая суть, и это должно хоть полунамеком, хоть иногда проклевываться сквозь навязчивое фиглярство. А не было этого. Шут, да и только.

Азазелло… Хм. Без комментариев. У Бортко, если и была какая-то удача в выборе актеров для главных персонажей, так это Филиппенко! (Все равно ведь сравниваешь невольно). Да, еще — Галкин-Бездомный.

И, наконец, последнее… Какого черта не раздели Геллу!


Сценарно-режиссерская задумка и воплощение
-------------------------------------------

Хороший ли фильм? Возможно, лучший из всех, что были… Но… хороший ли? Упс. Не восторг, как говорил. Хотя, стараясь всегда быть объективным, должен признать, что есть отличные решения. Респект за них Михаилу Локшину и сценаристам.

Например, мы видим фильм, где ГГ пишет роман (линия Воланда), в котором он же, ГГ (линия Пилата и Иешуа), пишет (понемногу) исторический роман! Кроме того, реальность, в которой разворачивается действие фильма тоже не наша! Но об этой, последней, чуть позже. Реальности переплетаются, перескакивают одна в другую, вмешивается еще и закадровый голос (что еще одна сущность), и… сделано это неплохо. На мой взгляд, вполне продуманно, не сильно путает неподготовленного зрителя (если таковой имеется), но держит его в тонусе. А если не всяк зритель поймет, то и не важно — лишится он одного слоя, но фильм все равно воспримет. Это понравилось.

А вот сейчас, я уверен, в меня начнут кидать камни, как во времена Иешуа Га-Ноцри (кстати, буквально — Спаситель из Назарета). Мне нравится, как показана футуристическая Москва побеждающего победившего социализма (или коммунизма, как оно там?). Мощно, с размахом и… страшно. Вам нет? Апогей — это воплощенный в реальность Дворец Советов, ради которого, кстати, сносили Храм Христа Спасителя (даже фундамент успели залить, но случилась война). Сильная сцена, когда Маргарита пролетает близко от головы венчающего дворец вождя. Процесс строительства псевдосчастья запущен, он идет, нас не остановить! Нам Воланд по колено, в смысле — море… Для меня это был триггер — отсыл в антиутопию типа «1984», «Бразилии», «Метрополиса». Хотя…

Теперь стилистика… Когда Бекмамбетов «уходил в Голливуд» в «Ночном Дозоре» — это был красивый микст. К тому же это был Голливуд. А вот Локшин, по-моему, ушел прямиком в Нетфликс, причем сразу в Марвел — две ступеньки (невысокие) вниз, если говорить по отношению к МиМ Булгакова. Не подумайте, я с удовольствием смотрю такое, понимая, правда, при этом, что прожигаю время. Но для МиМ хотелось более красивую судьбу. Да не слушайте меня, впрочем. Хоть в каком-то ракурсе этот фильм, наконец, кому-то удался. Да и не МиМ это вовсе, а «по мотивам». Кстати, про последнее. Если говорить и про театральные постановки, то была одна «по мотивам». … у Виктюка. Вот она мне очень понравилась. Стоп-стоп-стоп! Не надо сразу так возмущаться! Любимовский спектакль на Таганке я тоже смотрел, причем, в самом звездном составе. Услышали, да? А вот теперь — можно.

Я понимаю, что уже очень многобукв — пора завязывать, но всего два слова: Анна Друбич. Неплохо. Особенно финальная тема.


«Во всем виновата книга»
------------------------

Может, так? Может тут вечная проблема экранизации? Попса? А, может, быть, и попса. Рингтонами становятся лучшие произведения лучших композиторов. Не все — должна быть мелодика, что «от народа» как бы. Т. е. некий микст, который «и нашим, и вашим». Может, «нашим» не дает покоя то, что и другим он нравится? Внутренняя неуверенность возникает, что ли? А я вот не знаю «наш» я или «ваш», поэтому четко говорю — книга мне нравится. Более того, в юности я ее прочел раза три, дочитывая до конца и тут же начиная снова. А потом в разные периоды жизни снова читал. Впрочем, лет до тридцати. А сейчас боюсь.

Не буду вникать в построение сюжета, приемы и т. д., но не могу не сказать, что почти всем, кому эта книга нравится, она нравится беззаветно до много-раз-перечитывания. И людей таких огромное количество. А это о многом говорит. Есть в ней лекарства от болезней. Как будто Мастер берет все на себя. Или Иешуа? Или Булгаков?

Раз уж про книгу заговорил… В качестве эпиграфа к книге Булгаков взял фразу из «Фауста» Гёте — знаменитый парадокс Мефистофеля:

«Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо».

Эта фраза несколько раз была произнесена в локшинской экранизации. И это тема отдельного большого разговора. Поняли, куда я клоню? Это уже совсем другая история. А напоследок я чуть переделаю коронную фразу-концовку Игоря Волгина: «Читайте и перечитывайте Мастера!». Всех благ!


Опубликовано:07.05.2024 01:21
Создано:18.04.2024
Просмотров:778
Рейтинг..:155     Посмотреть
Комментариев:10
Добавили в Избранное:2
08.05.2024  antisfen
07.05.2024  Rusalka

Ваши комментарии

 07.05.2024 08:53   IVAN-KAIN63  
Откровенно не понимаю в чём заключается восторг от этого вторсырья.
Без сомнения - всё это вкусовщина и как говориться: кто во что горазд. Но настолько мимо?!
 08.05.2024 01:23   Pro  вкусовщина. Согласен. Но для меня есть положительные моменты тоже. Вот и вышло так себе по мне. Плюс на минус ткскзть

 07.05.2024 11:00   SukinKot  
Не смотрел эту экранизацию. Что касается фильма Бортко, то Басилашвили, на мой взгляд, создал интересный образ этакого старого мудреца, но это не Воланд Булгакова. В книге Воланд - человек средних лет, причем очень странной внешности. Кто великолепен, так это Абдулов - именно таким я себе Коровьева и представлял. Бегемот - нет, по Булгакову он похож на кота, даже когда превращается в человека. Баширова больше похож на какого-то оборванца. И Азазело тоже восторга не вызывает, герой Филиппенко не столько страшен, сколько мерзок, а Азазело должен внушать именно страх. Ну, и не могу сказать насчет раздеваний (я про бал). Я подозреваю, что Булгаков никогда не видел большое количество голых женщин собравшихся вместе. Красиво, это когда одна, а когда много, то такое впечатление, что это или баня, или пляж нудистов.
Ну и в целом к роману у меня сложное отношение, но не буду лезть в дебри)
 08.05.2024 01:20   Pro  А про Абдулова я не написал, да. Он хорош. Согласен.
А про Басилашвили и Лаврова - не могу понять, почему Бортко так сильно приспичило отойти от образов. Мешало это мне очень не верил.

 07.05.2024 14:46   marko  
Экранизация Локшина в целом понравилась. Думаю, не следует сравнивать ее с бортковской - это совершенно самостоятельное вИдение, где изначальная булгаковская мистика заменена на фантасмагорию, а эпичность уступает место нарочитости. Грубо говоря, у Локшина - о другом. От сравнения актерской игры, конечно, не уйти. Мастер-Цыганов великолепен (в отличие от аморфного бортковского Галибина), Маргарита - прекрасна именно как Маргарита, уж простите, Николай, хотя да, согласен, она не совсем булгаковская. Свита откровенно разочаровала: и Коровьев, похожий на Петрушку, и тупой бандит Азазелло, и Бегемот. Воланд хорош, но совершенно не булгаковский. Как самостоятельная версия сделано хорошо, добротно, достойно пересмотра. Но. Именно версия Бортко с корнелюковской музыкой, с Басилашвили-Абдуловым-Галкиным-Лавровым - для меня остается наиболее достоверной и берущей за душу.
 08.05.2024 01:16   Pro  про сравнивать с Бортко -- все равно невольно сравниваешь со всеми экранизациями-постановками. Я еще не упомянул Вайду, Петровича, Ермолаев(?) - Фуэте, Войтышко, Кару... Еще несколько фильмов было. о театральных постановках молчу. У Бортко есть преимущество (для любящих исходный текст) - он почти дословен роману. Я ему просто не могу простить Басилашвили и Лаврова за несоответствие имхо возрастное и внешнее. Маргарита тоже так себе. Мастер безлик. Свита великолепна. Корнелюк - респект!

Про фантасмагорию понимаю, но слишком Марвел. А идея-то многослойности как раз понравилась. Плюс (забыл написать) понравился совместный тус Мастера и Воланда

Но во многом мы сошлись, и это радует.))
 08.05.2024 10:42   marko  Про Басилашвили с Лавровым... Особенность этих образов - в их внутренней сути, которая, думаю, перекрывает внешние детали. Да, "по виду — лет сорока с лишним", да - "брюнет". И, собственно, всё. Но у Булгакова уже есть один бес - Коровьев. А Воланд не бес и не черт, Воланд (с его больным коленом) - Князь Тьмы, часть той силы, так сказать. И Басилашвили поэтому в моем восприятии больше соответствует именно этой древней сути, с ее надмирной печалью, гулким голосом и бездонной мудростью. Воланд у Локшина больше... гоголевский какой-то, что ли, в нем нет вечности, нет готичности, нет величия. А у Булгакова все это в наличии. То же я бы сказал и про работу Лаврова, хотя в отношении Лаврова я крайне субъективен, ибо обожаю его до невозможности начиная с его Ленина и кончая великолепным лордом Болингброком (который, в общем-то, тоже ни разу не соответствует, как и все прочие персонажи "Стакана воды"), поэтому даже уважаемый мною Ульянов у постановке Кары не тронул... Вообще, забавно наблюдать, как в разных проектах по-разному работают актеры и даже мастера иной раз выглядят жалковато (Гафт у Кары, Колокольников у Локшина...).

 08.05.2024 04:46   Rusalka  
К сожалению, я еще не видела этот фильм. Цыганов актер очень интересный, подходит на Мастера. Маргарита Терехова тоже мне представлялась Булгаковской Маргаритой) Даже имя подсказывает) Для меня этот образ был, наверное, самым любимым в юности. Я читала Маргариту поступая в ВУЗ. Играла ее в придуманном мной отрывке по произведению. И всегда думала, что по характеру и по внешности я могу ее сыграть. Когда крестилась взяла ее имя. Странно, ведь она стала ведьмой по Булгакову, но ее имя я выбрала себе. Ей посвящала стихи. Булгаков так ярко описал ее тоску по любимому, жертву во имя любви. Линия Мастера и Маргариты для меня является главной в романе. Остальная фантасмагория, конечно, тоже увлекает. Линию Иешуа в булгаковском изложении я не приемлю. Хотя она многих, я думаю, подтолкнула к обращению интереса к Иисусу Христу. На самом деле все было гораздо страшнее и жестокосерднее.
В фильме Бортко, главный герой - музыка Игоря Корнелюка! Тема любви - потрясающая! - сколько стихов было написано под нее) И дьявольская тема темных сил тоже вдохновляла на творчество. Да вся музыка Корнелюка к фильму удивительна, гениальна!
Мне бы очень хотелось посмотреть спектакль Робера Лепажа в театре наций. Сейчас он идет? Кто играет Маргариту вместо Чулпан Хаматовой?
Рецензию прочла с большим интересом. Спасибо.
 08.05.2024 08:04   Pro  вам спасибо!

 08.05.2024 07:58   Pro  
ААААааа! Лепаж! Как я его не упомянул!? Забыл (((
Да, это со знаком плюс. Спектакль еще идет - это точно.
щас гляну, кто играет
Маргарита - Наталья Ноздрина
не знаю такую

 08.05.2024 17:41   antisfen  
Фильм смотреть не хочу, а книгу можно перечитывать бесконечно.

 10.05.2024 01:16   Rusalka  
Николай! С днем рождения! Появляйся на сайте почаще! У тебя я не смогла зарегистрироваться((

 14.05.2024 17:56   JZ  
А меня удивила дата, в которую решили переместиться комсомольцы на машине времени в спектакле. И еще нквдешники, которые целовали колено Маргарите на балу. Все-таки мне больше нравится постановка с Басилашвили в роли Воланда. Там Булгаков это просто Булгаков.

 15.07.2024 22:25   master  
Вчера смотрел, фильм однозначно супер, неожиданный сюрприз был.

 15.07.2024 22:25   master  
Вчера смотрел, фильм однозначно супер, неожиданный сюрприз был.

Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться

Тихо, тихо ползи,
Улитка, по склону Фудзи,
Вверх, до самых высот!
Кобаяси Исса
Поиск по сайту
Приветы