Виртуоз

JZ

Виртуоз

Опасаясь оказаться не гениальным, можно на всю жизнь остаться не реализованным.



На главнуюОбратная связьКарта сайта
Сегодня
25 ноября 2024 г.

Микробы не становятся опаснее от того, что микроскоп их увеличивает

(Эмиль Кроткий )

Все произведения автора

Все произведения   Избранное - Серебро   Избранное - Золото   Хоккура

Сортировка по рубрикам: 


К списку произведений автора

Публицистика

А прав ли гений?

Эссе об Андрее Николаевиче Колмогорове...

Мнение специалиста по теории вероятности о гениальном математике, по сути создателе этой сложнейшей и удивительнейшей части науки, вряд ли может быть объективным. Но все же, осмелюсь его выразить. Когда-то давно, еще в детстве, я не знала о математике ничего, кроме того, что написано в обычном общеобразовательном учебнике. И возможно, так никогда и не узнала бы. Но по счастливой случайности папа принес мне однажды номер журнала «Квант». Небольшой объем, скромный переплет, черно-белые изображения. Ничего особенного на первый взгляд. Однако прочитав его, я улетела в иное измерение! Мне открылся невидимый красочный совершенный мир странных, одержимых идеями людей, необычных задач, статей про то же, что в учебниках, но вывернутое наизнанку, разрезанное на кусочки и сложенное в иных вариациях.

Мне открылся мир другой математики – Колмогоровской! Ведь именно он был одним из главных создателей и вдохновителей журнала. Сейчас я могу отчетливо осознавать и говорить – мой путь на математический факультет лучшего университета в мире, МГУ им. Ломоносова, открылся благодаря ему – Андрею Николаевичу Колмогорову. Журнал «Квант», олимпиады, учитель математики, который сам когда-то был учеником Колмогорова. Все в моей жизни незаметно, невидимо вело к науке. Провидение Божие? Да, если учесть, что проводником его всегда бывает человек. Можно ли сомневаться в гении Андрея Николаевича? Нисколько. Свидетельством тому – блистательные труды: тригонометрические и ортогональные ряды, теория меры и интеграла, математическая логика, теория приближений, геометрия, топология, функциональный анализ, дифференциальные уравнения и динамические системы. Теория вероятностей, математическая статистика, теория информации, история математики. Если же говорить о прикладных исследованиях, то надо добавить к этому списку работы по механике, биологии, геологии, теории стрельбы, теории стихосложения, кристаллизации металлов, теории автоматов. И во всем он первооткрыватель, основоположник, революционер!

Что есть гениальность? Это Божья искра, порождающая огонь, который распространяется от источника в мир через души других людей. Колмогоров всегда верил в своих учеников, верил в любого человека! Он, как ювелир, интуитивно находил таланты, нащупывал скрытые грани в природном алмазе, умел отшлифовать, не повредив внутреннего света и чистоты индивидуальности. Ученый вырастил целую плеяду одаренных учеников, отдавших науке счастье своих прозрений. Вот только академики и членкоры: И.В. Арнольд, А.А.Боровков, И.М.Гельфанд, А.Н.Мальцев, М.Д.Миллионщиков, В.С.Михалевич, С.М.Никольский, А.М.Обухов, Ю.В.Прохоров, Я.Г.Синай, Б.В. Гнедиенко, С.Х.Сираждинов, В.А.Статулявичюс, Л.Н.Большев, А.С.Монин, Б.А.Севастьянов, А.Н.Ширяев. Давайте зададимся вопросом: для чего знаменитому, признанному гению, прижизненному классику и творцу математики в нескольких десятках ее течений и ответвлений, треть своей жизни тратить на педагогику? Известно, что Колмогоров болел душой за молодежь, тянущуюся к науке, за не уверенных в себе юнцов, задавленных гранитными пластами мировых знаний, изложенных в сухих учебниках. На пике творческой зрелости, известности и признания он бросил всё ради реформы математического образования. Создал знаменитую ФМШ – физико-математическую школу-интернат при МГУ, в которой сам лично вел семинары, открывал научные дискуссии, ходил с учениками в походы. Многих выпускников этого уникального заведения я узнала лично, когда училась в университете. Могу сказать – это математически счастливые люди! Странное выражение? Но точнее выразиться сложно.

Образовательная система несовершенна, Колмогоров это понял сам и пытался доказать другим. Нельзя давать ответы, не задав вопросов. В любом учебнике по математике мы видим утверждения, определения, готовые доказательства. Но нигде мы не найдем причин, истоков, тех самых вопросов, на которые искали ответы великие, когда доказывали теоремы, придумывали аксиомы и формулировали строгие определения каждого понятия. Колмогоров работал над новыми современными методиками в духе поиска противоречий, попыток найти новое, совершения ошибок. В книге «Беседы о математике и математиках» Б. М. Писаревский и В. Т. Харин заметили: «В свое время А. Н. Колмогоров анализировал понятие математической одаренности. К элементам таковой он относил алгоритмические способности (нахождение удачных, нестандартных путей преобразования сложных выражений, решения уравнений), геометрическую интуицию, а также искусство "последовательного логического рассуждения", особенно умение логически мыслить в задачах с новой, нестандартной постановкой». Колмогоров видел, что нельзя всех учить одинаково. Есть таланты, будущие светила, благодаря которым наука способна двигаться дальше, развиваться и совершенствоваться. И таланты нуждаются в серьезной поддержке, в адекватном обучении: не стандартном, направленном на исследование и поиск, а не на запоминание готового ответа. Простая мысль? Вполне. Прав ли был гений, что тратил себя на будущее, забыв о настоящем?

Государство решило, что не прав. Государству было трудно понять, зачем математика интересует область воспитания. В педагогике разберутся свои гении, решили там! Андрей Николаевич потерпел фиаско, впервые в жизни его светлые искренние идеи не были восприняты и оценены по достоинству. Почему? Исторические причины поражений находятся в сфере многомерного и непредсказуемого человеческого фактора. Включились скрытые механизмы страха: «как бы чего не вышло». Колмогоров тяжело переживал провал и вынужден был реализовывать замысел не в обширном океане, а лишь в узком коридоре возможностей. Через этот «коридор» мир обрел его последователей. А представим себе на минутку, что все бы удалось. И Андрей Николаевич реализовал проект реформы образования. Сколько сейчас было бы новых технологий, сколько свершилось бы открытий людьми, которым не попался в свое время скромный журнал «Квант»! Чем они заняты сейчас, не найденные таланты? Считают финансы, прогнозируют рынки, торгуют машинами, налаживают учетные системы... Счастливы ли они? Ведь это о них болело сердце гения на исходе жизни. Я вспоминаю как огромное состоявшееся счастье годы учебы в университете, пронизанные светом открытий великого ученого, наполненные его детищем – наукой! Тонкая незримая нить между ним и мной, между его желанием подарить свет и моей надеждой найти в темноте «своих» не оборвалась, не потерялась… Она продолжится дальше – к моим детям, к моим ученикам. А значит гений прав!


Опубликовано:21.10.2010 14:06
Создано:10.2010
Просмотров:5744
Рейтинг..:10     Посмотреть
Комментариев:1
Добавили в Избранное:0

Ваши комментарии

 21.10.2010 14:12   KsanaVasilenko  
Молодец, Юлия. Особенно за тему спасибо. И раскпыла её тоже очень неплохо.
 21.10.2010 14:13   JZ  Спасибо большое Вам, Ксана! Вот решилась попробовать себя в эссе...
 21.10.2010 14:15   KsanaVasilenko  Блин! Юля простите. Это я - Валерий...))) Но за свои слова - отвечаю...
 21.10.2010 14:18   JZ  =))) Вам тоже большое спасибо, Валерий!

Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться

Тихо, тихо ползи,
Улитка, по склону Фудзи,
Вверх, до самых высот!
Кобаяси Исса
Поиск по сайту
Приветы