На излете дней осенних,
у холодных вод залива,
на скале высокой — сельге*,
на ее вершине плоской
по ночам пылает пламя,
полыхает алым светом,
лики сосен озаряя,
до зари розовоперстой.
Всю-то ночь пылает пламя
на скале гранитной — сельге;
всю-то ночь во тьму проникнуть
посылает свет свой пламя.
Кто там жжет костер на скалах?
Кто не спит в ночах осенних?
Кто к ночи готовит нодью*,
сухоствольный лес таская
на вершину древней сельги?
Бересту дерет в розжигу,
вереск смолкий собирает,
чтобы ярче вспыхнул пламень?..
И поет, и кличет имя,
струны кантеле тревожа.
Cветлой летнею порою
тихо ночь уходит к югу
звезды греть в лучах горячих,
чтобы вновь сверкали ярче,
возвратясь на Север с ночью;
здесь в рыбацком поселенье,
в шхерах Ладоги глубоких,
от одной лишь искры взгляда
полыхнул пожар желанья
юных тел и душ открытых.
Запылал любовью чистой.
Молодой красавец Таави —
баловень удач рыбачих,
шел однажды лесом мшистым,
выбирая ель для вёсел.
Вдруг услышал Таави песню,
струн звучащих переливы.
Он пошел на зов влекущий,
и на хутор тихий вышел.
Там у дома на пригорке
дева светлая сидела,
распустив косу на плечи.
Кантеле в руках держала
и негромко песню пела.
А над ней кружили птицы,
на ветвях дерев сидели,
подпевали деве песни,
навевали деве звуки.
И летали тихо ветры,
шелестели в травах спелых
и листвой осин шептали,
Деве волосы лаская.
Подошел к ней Таави славный,
тихой прелестью сраженный.
И сказал, в глаза взглянув ей:
«Почему тебя не знаю?
Почему тебя не видел
на веселых вечеринках?
Я б тебя давно приветил,
поселил в своем бы сердце.
Как зовут тебя? — скажи мне.
Озари себя улыбкой».
Улыбнулась дева смело.
Подняла глаза на парня.
И сказала: «Лампи имя
мать с отцом мне в детстве дали.
Не хожу я на гулянья,
не хожу на вечеринки.
Тихо с матерью живу здесь,
птичьи песни собираю...
Инструмент отец оставил,
уходя на поле брани.
Уходя на поле брани,
говорил слова такие:
«Лампи, мой росток любимый,
кантеле мое возьми ты.
Струн почувствуй ты дыханье,
приложи персты к ним чутко.
Пой лесов живых прохладу,
пой цветов весенних взоры,
пой ветров, поземок шелест,
вздохи волн в камнях прибрежных.
Птицам дай струны коснуться,
передай их песни струнам.
Сердца боль отдай и радость
своего живого сердца.
А когда наступит время
и любви захочет сердце,
жди того, кто будет первым,
кто твои услышит песни.
Он твоей судьбою станет,
ты его любовью будешь».
И, сказав так, встала Лампи,
подошла к нему поближе
и промолвила: «О, Таави,
я ждала тебя так верно.
Обними меня, мой милый».
С этой встречи неразлучны
стали юноша и Лампи.
По лесам вдвоем бродили,
по малинникам богатым,
по брусничникам сосновым.
Ягод полные корзинки
приносили про запасы.
Убирали жито в поле.
Сети ставили в заливах
и ловили рыбы много:
окуней лещей и щуки.
Радость общую делили.
Счастьем встречных озаряли.
Собирались свадьбу сладить
на излете дней осенних.
На излете дней осенних
улетают птицы-утки,
улетает лебедь-птица
и лесные птицы лета,
что живут под теплым небом.
А листва слетает с веток,
устилая вод прибрежных
зеркала — красой опавшей.
В самый раз об эту пору,
свадьбу начали готовить.
Пиво свежее варили.
В туесах меды хмельные
в погреб ставили, в прохладу.
Рыб готовили в коптильне,
да кабанчика к убою,
да барашка на закланье.
Дня за три или четыре
до того, как свадьбу справить,
говорит вдруг Таави слово,
говорит такое слово:
«Завтра утром, на рассвете,
лодку я возьму под парус.
И пойду к воде открытой,
где за островом последним
знаю луд* подводных место.
Там сейчас гуляет рыба,
рыба палия* икрится,
из глубин холодных выйдя.
Мне ее поймать желанно,
чтоб пирог на свадьбе — рыбник
был достойным угощеньем.
Потому, что нет вкуснее
пирога, чем с рыбой палией.
Не рыбак я буду истый,
уважать себя не стану —
если к свадебному пиру
рыбу палию не добуду».
Отвечала ему Лампи,
не тая в глазах тревоги:
«Не ходи, мой милый Таави,
не ходи к открытым водам.
Воды Ладоги коварны
на исходе дней осенних.
Налетят шторма лихие,
разведут волну крутую,
разобьют о скалы лодку.
И придет старуха Кальма*.
Уведет тебя в Маналу*».
Улыбнулся Таави Лампи.
По щеке ее погладил.
И сказал слова такие:
«Не впервой с волной мне спорить.
Знаю Ладоги я норов.
Не тревожься за меня ты,
приходи встречать на берег.
Через день вернусь с уловом».
Через день на берег Лампи
спозаранку выходила,
проведя всю ночь в тревоге.
Ночью шторм пришел с норд-веста,
бушевал, ломал деревья,
волны в пену бил о камни,
завывал, как волк подлунный.
Не вернулся к ночи Таави.
И в другой день не вернулся.
Не вернулся он и в третий.
Черных дней пора настала.
Свадьбы срок прошел без Таави.
И тогда, белее снега,
поднялась на сельгу Лампи,
чтобы лучше видеть дали
вод свинцовых в шхерах хмурых.
В шхерах Ладоги осенней.
Кантеле взяла с собою,
чтоб звучать призывной песней,
Таави звать душою чуткой.
Заклинать старуху Кальма
возвратить ей друга сердца.
Ночью жгла костер на сельге,
разведя большое пламя,
чтобы, тьму пронзив ночную,
маяком служил он Таави.
На призывных струн звучанье
собирались птицы леса.
На ветвях дерев садились,
струнам горестным внимали.
Говорила птицам Лампи,
птиц о помощи просила:
«Вы летите по прибрежью:
сойки, кукши и сороки,
осмотрите глазом зорким
в берегах кусты и камни,
плавника завалов тайны
и лесные ухороны.
Вы же, бойкие синицы,
в тростниках густых, в заливах
поищите лодку Таави —
занесло, быть может, ветром...
Ворон, старый добрый ворон,
собери ты чаек стаю,
поднимитесь в поднебесье,
вод просторы осмотрите
с высоты, доступной птицам».
Много дней летали птицы,
не неся отрадной вести
возвращались к Лампи молча.
Лишь желна, с тоскливым кликом
улетала в леса чащу.
Да ночной хозяин — филин
долго глухо ухал с ели,
но никто не отзывался
филину в ночах беззвездных.
Уходили дни в ненастье.
Становились дни короче.
Все ждала на сельге Лампи.
облачив себя надеждой,
ни одной слезы горючей
не пролив на камень серый.
Но не ждал суровый Похья*
И пришел он в полнолунье.
В рукавах принес он стужу.
И когда по утру Лампи
на просторы вод взглянула:
берега сомкнулись льдами.
Тишина повисла в шхерах,
все морозной мглой окутав.
И тогда прорвалось горе.
Зарыдала Лампи в голос.
Полились ручьями слезы
по лицу и по одежде,
по ногам стекали к камню,
замерзали на морозе.
И примерзли коты* к камню,
и покрылась льдом одежда.
Лед сковал младое тело
и уста сковал он Лампи.
Но глаза струили слезы,
замерзали слезы тут же,
превращая в столб хрустальный
тело женское и душу.
Подлетел к ней мудрый ворон
и прикрыл крылом ей очи.
До весны стоял на сельге
столб сверкающий, хрустальный —
саркофаг любви погибшей,
обелиск душе бессмертной.
А когда апрельским солнцем
растопило льдину скорби,
то она водою светлой
по щеке скалы сбежала
и слилась с водой озерной,
с Ладоги водой — навечно.
*с е л ь г а — высокая, сглаженная ледником скала, холм в сев. Приладожье. (местн. назв.)
*н О д ь я или н о д ь Я — таежный костер — два-три бревна одно на другом, между ними — растопка. Может гореть всю ночь.
*л у д а — каменистая или песчаная отмель.
*п а л и я — рыба, обитающая в глубоких озерах (в частности в сев. части Ладожского и Онежского оз.). Ее называют пирожной рыбой. Гурманы считают пирог с палией — вершиной возможного в кулинарии.
Простите, но и не "жгёт" ни в коем случае, и уж точно не "жжот", а "жжёт".
Эти елей ресницы очень долго будут мне ...сниться.
И мне они всю жизнь снятся:) Спасибо! С уважением)))
это нереально красиво и по-настоящему сказочно...и я в восторге...спасибо!!!
Бухточка, чертовски приятно доставить вам хотя бы маленькую радость! Спасибо огромное вам за восторг)))
это же сказочная сказка, настоящая - чудо. ( по секрету скажу, я её вслух читала - звучит волшебно)
Аркадий, это чудо настоящее
Да, неушто я чудотворец?)) Оля, я всегда очень высоко ценю ваше мнение. Спасибо)))
Чудо-чудо, не отвертитесь.
p.s. там палия не везде палией получилась...
Ага, буковка перепуталась - не заметил.
Пасиб большой, большой)))
Ага, буковка перепуталась - не заметил.
Пасиб большой, большой )))
Аркаш, это волшебно! Честно. Не буду упражняться в старании превзойти предыдущих авторов, просто скажу, что в душе оставляет более чем заметный след.
Дух калевальских песен, их магический ритм, транс рассказчика... Кажется, стих рождается сам, без всяких усилий, настолько искусно и музыкально это повествование. Автору удалось отыскать верный путь между Сциллой аллитерации и Харибдой амплификации - это очень трудно - найти нужный баланс, еще труднее суметь сохранить его до конца, спеть в высоком регистре подлинности, не сорваться в банальную стилизацию.
На призывных струн звучанье
собирались птицы леса.
На ветвях дерев садились,
струнам горестным внимали.
Говорила птицам Лампи,
птиц о помощи просила:
"Вы летите по прибрежью:
сойки, кукши и сороки,
осмотрите глазом зорким
в берегах кусты и камни,
плавника завалов тайны
и лесные ухороны.
Вы же, бойкие синицы,
в тростниках густых, в заливах
поищите лодку Таави -
занесло, быть может ветром...
Ворон, старый добрый ворон,
собери ты чаек стаю,
поднимитесь в поднебесье,
вод просторы осмотрите
с высоты, доступной птицам."
В этих строчках все гармонично, соразмерно, они полнозвучны, в них слышится шорох крыльев, шум ветра... Это Север, его дыхание, приметы, особенности, атмосфера. И рассказанная история подкупающе проста - вечный сюжет о влюбленных, чье счастье разрушила смерть. Сказка с печальным концом, герои которой также искренни и естественны, как окружающий их мир. Чувство меры, вкус автору ни разу не изменили, форма и содержание органично дополняют друг друга. Очень понравилось разнообразие эпитетов, гибкость языка, его сдержанная выразительность, мелодичность. По моему, это несомненная удача!
Критиковать ничего не хочется, хочется перечитать еще раз.
отлично!
Спасибо, Коля)))
Бесподобно! Совершенно волшебные стихи! Каждое слово, каждый звук - как кристальная вода, обтекающая камни, шелест листвы, лёгкий ветерок, шум взмаха крыла птицы, дальняя музыка кантеле, горячая соль слезы на холодной щеке... впечатление совершенно фантастическое... Во всём этом есть такая необыкновенная чистота и красота...и мечта, и правда.. Я восхищена, уважаемый автор! Получила истинное наслаждение, за что благодарна:))
"и прикрыл крылом её очи" - здесь имхо опечатка в местоимении: ей.
Спасибо Вам. Спасибо - за то, что прочли и нашли столько волшебных слов.:))
Опечатку исправил. Пасиб. )))
Аркадий, позволил себе немного огранить ваш бриллиант. Мне кажется, так он стал еще красивее смотреться в солнечных бликах большой любви (о, как я заговорил-то после такого пристального прочтения ваших слов). )
(ежели вы против — всё вернем, как было)
Спасибо за этот сказ-песню.
Володя, я не совсем понял о чём речь, и что нужно вернуть "как было"? Но всё равно - полон благодарности )))
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться
Тихо, тихо ползи, Улитка, по склону Фудзи, Вверх, до самых высот!
Иаков сказал: Не отпущу Тебя, пока не благословишь меня.
Бытие, 32, 26.
Всё снаружи готово. Раскрыта щель. Выкарабкивайся, балда!
Кислый запах алькова. Щелчок клещей, отсекающих навсегда.
Но в приветственном крике – тоска, тоска. Изначально – конец, конец.
Из тебе предназначенного соска насыщается брат-близнец.
Мой большой первородный косматый брат. Исполать тебе, дураку.
Человек – это тот, кто умеет врать. Мне дано. Я могу, могу.
Мы вдвоем, мы одни, мы одних кровей. Я люблю тебя. Ты мой враг.
Полведра чечевицы – и я первей. Всё, свободен. Гуляй, дурак.
Словно черный мешок голова слепца. Он сердит, не меня зовёт.
Невеликий грешок – обмануть отца, если ставка – Завет, Завет.
Я – другой. Привлечен. Поднялся с колен. К стариковской груди прижат.
Дело кончено. Проклят. Благословен. Что осталось? Бежать, бежать.
Крики дикой чужбины. Бездонный зной. Крики чаек, скота, шпанья.
Крики самки, кончающей подо мной. Крики первенца – кровь моя.
Ненавидеть жену. Презирать нагой. Подминать на чужом одре.
В это время мечтать о другой, другой: о прекрасной сестре, сестре.
Добиваться сестрицы. Семь лет – рабом их отца. Быть рабом раба.
Загородки. Границы. Об стенку лбом. Жизнь – проигранная борьба.
Я хочу. Я хочу. Насейчас. Навек. До утра. До последних дат.
Я сильнее желания. Человек – это тот, кто умеет ждать.
До родимого дома семь дней пути. Возвращаюсь – почти сдаюсь.
Брат, охотник, кулема, прости, прости. Не сердись, я боюсь, боюсь.
...Эта пыль золотая косых песков, эта стая сухих пустот –
этот сон. Никогда я не видел снов. Человек? Человек – суть тот,
кто срывает резьбу заводных орбит, дабы вольной звездой бродить.
Человек – это тот, кто умеет бить. Слышишь, Боже? Умеет бить.
Равнозначные роли живых картин – кто по краю, кто посреди?
Это ты в моей воле, мой Господин. Победи – или отойди.
Привкус легкой победы. Дела, дела. Эко хлебово заварил.
Для семьи, для народа земля мала. Здесь зовут меня - Израиль.
Я – народ. Я – семья. Я один, как гриб. Загляни в себя: это я.
Человек? Человек – он тогда погиб. Сыновья растут, сыновья.
При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на «Reshetoria.ru» обязательна. По всем возникающим вопросам пишите администратору.