Лила она мёд из бидона -
черпаком - в литровую банку.
Из угла Мария с иконы
смотрела,
как тёк он, и капнул -
нечаянно -
на узкую лавку,
старинную, чёрную лавку.
Смотрела и я,
будто плавясь
в меду,
в полутьме кухонной.
И было как будто жалко
чего-то,
и будто зависть
в душе шевельнулась тёмно -
к рукам её загорелым,
к тому,
как со старой иконы
из угла Мария смотрела.
Не моя.
В грязноватый передник
рассеяно сунув банкноты,
сказала:
это –
последний.
Я ушла
(вдоль извилистой тропки
зрели сладкие баккуроты).
Размышляла:
не будет лишним,
и зимой от простуды излечит.
Мёд.
Под полиэтиленовой крышкой
задыхался
в суме
заплечной.
Впервые встречаю такой сложный и многоярусный образ меда! Интересно получилось...
Спасибо, Юль.)
)) Наташа, Виталий прав. Я, кажется понимаю вас: эта изба и аромат и блеск текущего мёда и лик Марии, смотрящей на это действо, И потом вы идёте по тропинке , несёте банку с золотым солнечным мёдом и вас захватывает , нахлынувшее вдруг ощущение какой-то библей ской благости и вас овевает тепло чужой, но памятной страны... И вы достаёте из памяти сладкие весенние баккуроты... ( о которых у нас мало кто имеет понятие ) И вам хорошо... Но По сторонам тропинки крапива, серый ольшаник и доцветающая жёлтая пижма...
Потом вы вставляете их в полюбившийся вам ( и мне тоже) стих. Но в нем они( эти баккуроты ) как если бы вы вставили в него слово "барокамера" Ну мне так кажется А если вы уберёте из стиха баккороты, я его украду. Можно? )))
Спасибо, Аркадий.) Но, увы мне, безблагостной. "Баккуроты" - это яблоки и аллюзия к весьма неблагостному роману Булгакова. Нету никакой благостности в стихе , Аркадий, вот в чем дело. И мне там не хорошо. Поразительно, вроде, я нигде не написала, что мне хорошо и благостно, скорее, наоборот. Наверное и вы, и Виталий хотите увидеть то, чего в стихе нет, а именно, не меня, а кого-то другого, такого, который должен был бы быть по привычной, идиллической схеме.)
Ну, может быть. Извините за ординарность)
Чернёное стихо
Видимо, стоит пояснить:
как чернёное серебро.
Спасибо, отче.) Почти в десятку. Не чернённое - почерневшее. А соблазн был (были другие (красивые)варианты), да... но, истина дороже.
Не знаю. Чёй-то все комментарии какие-то ботанические. А ведь текст гармоничен и многомерен.
Спасибище, Володя, а то мне уже показалось, что я окончательно сбрендила.:)
"Мёд.
Под полиэтиленовой крышкой
задыхался
в суме
заплечной" - замечательное стихо о мученичестве мёда по причине(см. выше стих)Без назидательности, без красивостей.
Наташа, вот тебе на память от меня как "буквоеда" вот такой наш с тобой как бы диалог:)
Я:
"Последний. Это слово всегда настораживает и предрекает какую-то безвозвратную утрату... Вот так и в стихотворении этом. Смотрела ЛГ на то, как льется мед, медленно и плавно, будто жизнь. Плавилась ЛГ в янтаре этой тягучести и сладости и поневоле завидовала обычной, вероятно деревенской, женщине, её загорелым рукам, уверенным движениям и даже тому, как смотрела на неё Мария с иконы:
И было как будто жалко
чего-то,
и будто зависть
в душе шевельнулась тёмно -
к рукам её загорелым,
к тому,
как со старой иконы
из угла Мария смотрела.
Не моя.
И то, что придется отсюда уходить, и то, что мед последний, и то, что эта ситуация вряд ли повторится в её жизни именно так - всё это вызывало в ЛГ какие-то печальные фатальные мысли, и, все-таки, рассудив здраво, она решила подумать о том, сколько пользы принесет ей мед. И вот уже веселей идти, и баккуроты зреют "назло всем врагам", и жизнь продолжается, и как же она прекрасна, эта жизнь!И только мед задыхается в заплечной суме..."
Ты:
"Тамика, спасибо огромное за чудесную рецку. И, все-таки, я решила (в частности, и из-за удививших меня в «листе» комментов) написать авторецку.
Я благодарна Александру (LunnayaZhelch) за то, что он номинировал этот стих и дал мне повод и возможность высказать важные для меня (а, вдруг, и не только для меня?) мысли.
Почему важные? Потому, что для меня этот стих стал некой точкой отсчета. Мне удалось здесь (так мне кажется), наконец, выйти за рамки своего «я» (давно мечтала), понять, наконец, свои предпочтения в поэзии (сегодня) и услышать свой собственный голос. Что будет дальше, смогу ли продолжить в том же духе, не знаю, но, всяком случае, зато теперь точно знаю, чего хочу.
О стихе. Серебром назвал его Отче (oMitriy) . Ага, это серебро символизма, под чернью поэзии быта. Здесь три цивилизационных символа (икона – духовный, религиозный символ, мёд – символ живой (богом данной) природы, и полиэтиленовая крышка – техногенной культуры) и три, соответствующих символам, женщины - Мария, крестьянка, горожанка). Простой бытовой момент (покупка-продажа меда) соединяет символы и образы женщин в переживании ЛГ (автора) в единое целое, в стих, отражая не только поверхностное восприятие ЛГ, но, и, подспудную, выходящую за рамки личного, попытку осознания: с одной стороны, единства, наследования мира самому себе (вряд ли так уж сильно изменился он со времен Марии, - и мёд все тот же, и грязноватый передник, и женщина все та же, и утварь, и товарно-денежные, и простые жизненные ценности), а с другой, ощущение его (мира) дисгармонии и предчувствия невозвратимых утрат («последнего мёда»). Не правда ли, нынче все мы переживаем эту печаль быстрого отчуждения от живой (экологической) земли от таинства живой, безыскусной веры, задыхаясь под «полиэтиленовыми крышками» разного рода. Ну, да, гармонии, наверное, не было никогда. Но, может быть, она, всё-таки, возможна?
«Баккуроты», действительно, кажутся чужеродными (их легко опустить). Но, как аллюзию с романом Булгакова, а, точнее, с тем местом, где эти самые баккуроты упоминаются, мне хотелось бы их оставить. Во-первых, потому, что для нашего поколения горожан(ок) роман этот стал культовым (а многим, увы, заменил библию), и это в стихе именно черта горожанки (у неё промелькнула мысль), а во-вторых, потому что это место мне очень нравится в романе и смысл его (конечно, как я его толкую) уместен в стихе. Я напомню. Пилат просит у Матвея его записи, надеясь, найти в них откровения Иешуа. Но понятными оказываются только строчки про баккуроты, и, может быть, так и должно быть: сладкие, как мёд, живые, весенние плоды (стебли?) – символ того, что только жизнь ( и жизнь человека тоже ) имеет абсолютную ценность, из неё проистекает всё, без неё – пустота, глухота, гибель тайны и чуда. Пилат убил Иешуа, тайна утрачена, и никакие записи Пилату (да и никому) уже не помогут.
И, наконец, я нарочно закончила не «сумкой» («мешком», «рюкзаком»), а «сумой». Чтобы подчеркнуть свою нищету (почти совсем уже утраченную причастность к мёду, к загорелым рукам, к взгляду Марии, к тому, о чем и жалость, и непонятная зависть.).
Немного хочу сказать о том, почему так обеднен стих ( эпитетами, образными сравнениями) «красивостями». Потому что, по-моему, слова-символы не нуждаются в них, они (красивости) их только «зашелушивают». У меня были мыслишки и о «тусклых бликах серебряного оклада» и о «янтарной смолистости меда», и о «недвижной, совиной печальности» взгляда Марии. Отказалась от этого совсем. Потому что сказать, например, «осень» и развесить затем вокруг кучу поэтической «бижутерии» не значит для меня (нынче) интересный стих, даже если «бижутерия» весьма прекрасна. Вообще говоря, слово «осень» это уже стих (однословный). Или «мёд». Нужно ли его «увешивать» чем-то, если описание (эпитет, сравнение, метафора) не является целью и ничего не добавляет для понимания стиха. «Мёд» – уже однословный стих тоже. В погоне за образами и т.п. мы, мне кажется, порой, забываем про «вес» каждого слова и про то, а что, собственно, хотелось бы сказать (о чем?). И когда я вижу (нынче), как, в общем-то, банальность, которую автор «обрастил» всякими финтифлюшками (даже и удачно, хотя, чаще есть «ляпки», если присмотреться) получает высокий рейтинг в «листе», или победу в шорте, или в обзоре Митина, я слегка нервничаю (честно признаюсь).:))
И последнее. Для чего всё это пишу? Понимаю, что рискую получить (и получу, наверняка) от кого-то (даже, может, догадываюсь от кого) ироническую усмешку (в лучшем случае): вот, мол, нагнала пурги по поводу своего собственного стишочка, о котором и говорить то людям добрым нечего. Согласна. Вполне, что может быть и так. Но есть слабая надежда, что, вдруг, кому-то этот опыт авторецки и немногие «сусли-мысли» пригодятся. И для меня эта надежда важнее. ОК? :)"
Я:
"Наташ, вот что-то такое и бродило у меня по поводу этих трех женских образов и меда как символа жизни, но так и не выбродило) Оно так и осталось на уровне подсознания. Не умею я так хорошо формулировать. Написала, как смогла. Но, по-моему, смысл стиха все же, хоть за ниточку, но ухватила) И очень нравится, что в нем нет ничего лишнего, "бижутерии" то есть. Все слова на своих местах, и каждый образ имеет свой глубокий смысл."
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться
Тихо, тихо ползи, Улитка, по склону Фудзи, Вверх, до самых высот!
О, как хороша графоманная
поэзия слов граммофонная:
"Поедем на лодке кататься..."
В пролетке, расшлепывать грязь!
И слушать стихи святотатца,
пугаясь и в мыслях крестясь.
Сам под потолок, недотрога,
он трогает, рифмой звеня,
игрушечным ножиком Бога,
испуганным взглядом меня.
Могучий борец с канарейкой,
приласканный нежной еврейкой,
затравленный Временем-Вием,
катает шары и острит.
Ему только кажется кием
нацеленный на смерть бушприт.
Кораблик из старой газеты
дымит папиросной трубой.
Поедем в "Собаку", поэты,
возьмем бедолагу с собой.
Закутанный в кофточку желтую,
он рябчика тушку тяжелую,
знаток сладковатого мяса,
волочит в трагический рот.
Отрежьте ему ананаса
за то, что он скоро умрет.
При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на «Reshetoria.ru» обязательна. По всем возникающим вопросам пишите администратору.